Послесловие к выставке «Открывая двери»
Автор: Галина Мумрикова
Основная идея выставки по словам ее куратора, Насти Коровиной – «…создать некую новую сущность искусства, разного по жанру, материалу, направлению, но близкого чем-то неуловимым».
Анастасия Коровина. Художник стекла. Моллирование, склейка, цветное стекло. 2023.
В двух не очень-то больших залах МОСХа в Старосадском зрители увидели этакое необычное сочетание – арт-объекты из стекла и живопись. Первые расставили на тумбах разной высоты, ну а живопись там, где ей положено быть. В общем, экспозиция, если так можно сказать, получилась интеллигентной. Ведь все художники очень разные и объединить их оказалось задачей довольно трудной.
Фрагмент экспозиции
Настя рассказала, как готовилась выставка, сколько было трудностей, сомнений, как ей активно помогали сами участники. Объекты из стекла любят подставку, но отнюдь не голые стены. А что делать с этими голыми стенами? И тогда Настя решила, что надо породнить стекло с живописью. И породнила. Сама написала ряд графических работ, среди которых особенно запомнилась красная собака на «Ночной прогулке». Екатерина Чиркова специально для мероприятия написала своеобразный небесный цикл картин, и в результате получился такой оригинальный синий зал, в котором все смотрелось очень гармонично.
…Настя рассказывала о каждом художнике так как будто они были не умудренные опытом коллеги, а ее дети. А «дети» между тем в основном выпускники Строгановки, за исключением Елены Кузнецовой, которая окончила Санкт-Петербургский институт декоративно-прикладного искусства. У каждого большой послужной список, все они члены наших известных творческих союзов. Их работы разбросаны по музеям и частным коллекциям разных стран.
Наталья Мардарь. Немиза. Цветное стекло, спекание, металл
Наталья Мардарь. Зодчий. Цветное стекло. Спекание, роспись. Термодеформация и планшет
При ближайшем рассмотрении «открывать двери» оказалось вполне комфортно. Даже если ты и вовсе не знаком с миром стекла. Вот работы Натальи Мардарь. Про свою подвижную конструкцию «Немиза» она сама написала, что работа «выполнена в честь Бога (богини) ветра. Чтоб усилить движение, я сделала глаза и брови разного цвета и формы… Я люблю ландшафтные выставки. В зале многое диктует интерьер, высота потолка, глубина и ширина помещения…». Наталья вообще, как мне показалось, тяготеет к философии, эпосу, задумчивому созерцанию. «Что и для кого он все это сделал?» - задает она вопрос зрителю, представив героя скандинавского эпоса Одина одиноким задумчивым человеком, а «Иллюзия майя» вполне может увести нас в светлые воспоминания о будущем. И о чем же, наконец, такая тройная «Боль», которая навевает мысли о «Троице»?
Елена Кузнецова. Люди. Витраж. Фьюзинг. Роспись
Елена Кузнецова. Несение. Витраж. Фьюзинг
Витражи Елены Кузнецовой, на первый взгляд, бесхитростны. Но это на первый взгляд, ибо задача трудная – соблюсти все законы декоративности, но одновременно от нее несколько отстраниться. И… сколько умения надо приложить в этом фьюзинге, чтобы получить такую вот «стеклянную акварель»! Или совсем философский, наводящий на размышления арт-объект «Жизнь».
Екатерина Иванова-Остапенко. Не уходи
Екатерина Иванова-Остапенко. В другой плоскости. Стекло. Спекание. Моллирование
Работы Екатерины Ивановой-Остапенко очень разноплановы. Она может выдать абстрактную композицию, может радостный трехмерный объект, неожиданный, радостный, яркий. «Стекло, - говорит Екатерина, - неиссякаемый источник открытий. Я следую за ним, используя его свойства и различные техники для создания трехмерных объектов, в которые так или иначе вплетены элементы графики, иллюстрирующие поэзию и/или эмоциональную составляющую жизни». Уж чего-чего, а скрытых смыслов и эмоций в объектах Екатерины немало.
Работа Владимира Лобова
Владимир Лобов. Метаморфозы вечернего света. Цветное стекло, дерево.
Долго не могли придумать, куда пристроить одну работу Владимира Лобова. И вдруг – эврика! – как же она лихо вписалась, вернее, повисла, как некая незримая граница между синевой живописи на фоне окна! Его скульптуры из дерева и стекла или в сочетании не оставляют сомнений в трактовке. Простота? Я бы сказала простота почти метафорическая, которую надо пропустить сквозь себя, а потом отпустить. И просто любоваться.
Анастасия Коровина. Художник стекла - обратная сторона
Анастасия Коровина. Город. Графика, гуашь, пастель. 2024
Весьма необычно смотрится «Художник стекла» Насти Коровиной с обратной стороны – своеобразная выворотка, изнанка, но какая мощная.
Настя – вообще портретист в стекле. Поэт. Мастер диалога, монолога, размышления. Ее герои разговаривают, отворачиваются друг от друга, слушают, могут и клеветой заняться – в общем, всё могут. Графика Насти тоже сказочная, все детали то мелкие, то крупные. Собака может быть красной и смотреть на вас по-человечьи с любовью. А сказочные города, лисы, совы так и просятся в книжную иллюстрацию.
Анастасия Коровина. Ночная прогулка. Графика. Гуаши, пастель. 2024
Работа Екатерины Чирковой
Украсила выставку и придала ей шарм живопись Екатерины Чирковой.
Фото Александра Бродского и авторов проекта






