НА ФОРУМАХ
174
2
179
2
194
1

Карл Брюллов, Юлия Самойлова, всадница Джованин из серии Живописные истории

80822ff47f1104a2cb36192cf296275a.jpg
Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло. 291х206 см Т
Третьяковская галерея, Москва

Карл Брюллов, русский живописец,  всего на полгода моложе Пушкина. Сын академика скульптуры Павла Брюлло, любимчик судьбы... Двенадцать лет, которые художник провел в Италии в качестве пенсионера, получившего грант от Императорского общества поощрения художников, принесли ему мировую славу. Еще бы! В 1832 году он закончил свою «Всадницу», а через год очередной шедевр – «Последний день Помпеи».  
«Всадницу» Брюллов писал в Италии, и многие думают, что на картине художник изобразил свою возлюбленную графиню Юлию Павловну Самойлову, с которой он познакомился в доме Зинаиды Волконской и которая стала его музой. Но это не так. Графиня заказывала картину, а изображены на ней воспитанницы графини – Джованина и Амацилия. Всадница – это Джованина (сам Брюллов называл свое произведение «Джованин на лошади»). По тем временам замысел картины отличался необыкновенной дерзостью, поскольку конный портрет обычно писался с августейших особ. А тут – просто графская воспитанница. Но как она сидит на коне, какая грация, сколько на полотне волнующих красок и их необычных сочетаний! Когда картину выставили в Миланской пинакотеке Брера, то мнения разделились: одни критики упрекнули Брюллова в том, что лицо всадницы уж слишком статично,  другие не нашли на ней никаких недостатков и  сразу поставили художника в один ряд с Рубенсом. Особо отмечали мастерски написанного коня, что придает полотну потрясающую динамику.
Так вот о заказчице полотна. Графиня Юлия Самойлова (урожденная фон дер Пален) произвела очень сильное впечатление на Брюллова. Красивая, сказочно богатая, дерзкая, образованная, в родственниках – и Екатерина Первая, и род Висконти, который уходит корнями к самому Сфорца, а, стало быть, к покровителю Леонардо да Винчи. Ничего не скажешь, как тут не увлечься. И Брюллов писал свою Юлию столько, сколько мог. Несмотря на три брака (все – неудачные), детей у Юлии не было, и она взяла на воспитание Джованину и Амацилию, которая была дочерью итальянского композитора Джузеппе Пачини. Когда позже Джованина вышла замуж за какого-то австрийского офицера, то Юлия обещала устроить девушке приданое и оставить в наследство миланский дом (пополам с Амацилией). Однако из этого ничего не получилось, потому что в конце жизни Самойлова совершенно разорилась. Она пережила Карла Брюллова на 23 года и умерла в Париже в полном одиночестве. Ее похоронили на кладбище Пер-Лашез рядом со вторым мужем тенором Перри.  И Джованина, и Амацилия пытались отсудить обещанное наследство. Просто к тому времени претендовать уже было фактически не на что. В личной жизни младшая воспитанница Самойловой  была очень несчастна: дважды вдовела и окончила жизнь в монастыре. По иронии судьбы монастырь находился недалеко от дома, который обещала ей приемная  мать.  

b13c73b481399d2f71ad1b46c6a1b575.jpg
Могила Карла Брюллова в провинции Лацио (Рим)

А картина «Всадница» долгое время хранилась у графини Самойловой, но незадолго до смерти она решила картину продать. Ее приобрел французский арт-дилер Дюлю и только в 1893-м Павел Третьяков выкупил «Всадницу» для своей галереи.

Галина Мумрикова

Здоровый свет