Экспозиции о русской истории и культуре в Китае явление нечастое, а демонстрация предметов мемориального характера, связанных с жизнью и судьбой российского императорского дома, состоится впервые. Сотрудничество с музеями Китая уникальный опыт и для Петергофа. На фоне роста интереса китайских туристов к России, проект обещает стать крупной «имиджевой» площадкой.
Печать с государственным гербом России в футляре (Россия, Санкт-Петербург, фирма «Никольс и Плинке», 1829–1840)
Айвазовский И. К. «Парусная лодка в море» (Россия, 1882)
Чайно-кофейный сервиз из приданого Великой княжны Ольги Николаевны (чайник большой, чайник малый, кофейник, сахарница, сливочник, поднос) (Россия, Санкт-Петербург, фирма «Никольс и Плинке», «Magazin anglais», мастера Г. А. Лонг и К. Тегельстен, 1839–1840)
Тронное кресло императрицы Екатерины II (Россия, 1760-е)
Петергофу по праву принадлежит звание одного из символов отечественной культуры и истории. Императорская резиденция, отразившая особенности всех царствований, стала своеобразной энциклопедией художественных вкусов и архитектурных стилей, в которой, начиная с петровских времен, запечатлена трехсотлетняя судьба России.
Творцу и основателю Петергофа посвящается вступительная часть экспозиции. Представленные на выставке шпалеры западноевропейской и русской работы, марины и натюрморты кисти голландских и фламандских мастеров, шкиперская куртка и уникальная модель парусного судна Петра I иллюстрируют незаурядный характер первого российского императора, его эстетические вкусы и привязанности. Живописные портреты августейших владельцев резиденции, по чьей воле ансамбль перестраивался и обретал новые черты, составляют на выставке обширную портретную галерею российского императорского дома.
Блистательные дворцы и фонтаны Петергофа служили визитной карточкой империи. Здесь торжественно принимались высокие иностранные гости, проводились государственные ритуалы, связанные с ключевыми событиями в императорской семье – коронациями, свадьбами, крестинами. О парадной жизни петергофской резиденции расскажут уникальные экспонаты выставки. На фоне фото-реконструкции интерьеров Большого Петергофского дворца демонстрируются тронное кресло императрицы Екатерины II, десертный сервиз из приданного великой княжны Ольги Николаевны, предметы Банкетного сервиза, исполненного специально для Петергофа, церковная утварь и другие раритеты. В качестве главных живописных экспонатов – грандиозная работа «Парусная лодка в море» Ивана Айвазовского и загадочные красавицы кисти Пьетро Антонио Ротари из шпалерной развески Картинного зала.
Для рассказа о частной жизни императорской резиденции, скрытой от посторонних глаз, Петергоф предоставляет лучшие художественные произведения из коллекции дворцов Александрии – живописного семейного парка, возникшего в начале XIX века рядом с регулярными садами и фонтанами. Артефакты письма и чтения, старинный спортивный инвентарь, прогулочные платья, наборы для дамского рукоделия и атрибуты карточной игры, ставшей непременной частью царского досуга в XIX столетии, представляют семейный мир четырех поколений Романовых.
Оформление выставки и экспозиционный ряд поддержан видео контентом, подготовленным на материалах современных съемок и документальной хроники.
Выставка ГМЗ «Петергоф» в Китайской Народной Республике стартует в Музее Чэнду (г. Чэнду 11/06/2017 – 27/08/2017), далее проект представят в Музее Провинции Гуйчжоу (г. Гуйян, 8/09/2017 – 7/12/2017) и в Музее Хэбэй (г. Шицзячжуан, 20/12/2017 – 28/02/2017).