НА ФОРУМАХ
63
1
99
1
47
1

Проект «МАРГОСКИ» как чисто женская живопись

 Послесловие к событию

Текст: Галина Мумрикова

Бывает ли вообще чисто женская живопись? Наверное, нет.  А вот женские объединения, движения, как говорится, имеют место быть. И были.

1-Фрагмент.JPG

Заглянем в анналы истории. Был такой (и есть, слава Богу) традиционный русский народный праздник святых Жён-Мироносиц, который отмечали на второе воскресенье после Пасхи (в этом году 4 мая). Раньше в этот день чествовали женщин, поздравляли жен, матерей, бабушек, сестер, совершали всякие благие дела, просили друг у друга прощения, поклонялись иконе «Жены-мироносицы у гроба Господня». А сейчас… Не все, к сожалению, знают о таком празднике.

6-Афиша.JPG

Но именно ему, а также женщинам в искусстве посвящен выставочный проект «Маргоски». Он возник в 2019 году. Его автор и организатор арт-директор галереи «Промграфика» Ирина Бодрова. И уже через год состоялась первая выставка проекта. Стало традицией проводить ее в первые весенние дни, причем не только в Москве, но и в регионах.

Так, в этом году выставка прошла в Государственном Художественном Рязанском музее, где были представлены живопись, графика, каллиграфия, керамика, скульптура.

И вот совсем недавно закончилась выставка «Маргоски в галерее Промграфика», что в Подсосенском переулке , в Москве.

Художницы в проекте, конечно же, самые разные. Что их объединяет, помимо того, что все они профессионалы. Объединяет их тонкость восприятия и чувство меры, полное игнорирование какого бы то ни было пессимизма, особый взгляд на предмет, любой объект, свет, цвет. Женщины умеют вовремя остановиться, вовремя начать и закончить, - словом, они умеют нечто такое, что мужскому сословию дается порой с трудом.

Впрочем, не будем развивать гендерный вопрос.

Вернемся к прошедшей выставке.

Тут было всё: натюрморты, графические листы, пастель, абстракция, керамика и многое другое.

Как всегда, любая выставка приносит какие-то открытия или очередную встречу с теми, кого уже знаем. По-разному. Конечно, Ольгу Гречину  я видела-перевидела на разных выставках. И потому ее личный почерк узнаю сразу.

2-Ольга Гречина. Натюрилрт с корзиной, х_м, 2010.JPG

Ольга Гречина. Натюрморт с корзиной. х/м, 2010

А вот Алена Черная – для меня открытие. Будучи выпускницей Московского полиграфического института, Алена, конечно же, умеет всё. И у нее всё просто. Так кажется. Но начинаешь вглядываться в ее «Свечение», и понимаешь, что простота – штука весьма относительная, а здесь глубина и прямое попадание в суть. Простота ведь разная бывает.

3-Алена Черная. Свечение, х_м. 2010.JPG

Алена Черная. Свечение, х/м, 2010

Не сразу разберешься в радостном, просто-таки переполненном кувшинчиками и орнаментами, натюрморте Анны Владимировой-Лавровой. Но если разобрать по полочкам, то тюльпаны здесь и вправду главные. Все остальное декоративный фон, а они – живые.  

4-Анна Владимирова-Лаврова. Натюрморт с тюльпанами. Бумага, смеш. техника.JPG

Анна Владимирова-Лаврова. Натюрморт с тюльпанами. Бумага, смеш. техника

Ольга Абрамова – Почетный президент Национального союза пастелистов, она сама организовывала выставки, много экспериментировала с материалами, исследуя разные текстуры. От ее почти монохромного квартета «Голубика и эвкалипт» (бумага, пастель, уголь) исходит плотный насыщенный запах почти невидимого здесь эвкалипта, а ягоды, напротив, в каком-то непрерывном движении, как будто их куда-то насыпают, пересыпают и т д.

4а-Лидия Казарина. лещ .JPG

Лидия Казарина.Лещ

5-Ольга Абрамова. Серия _Голубика и эвкалипт_. Бумага, пастель, уголь, 2023.JPG

Ольга Абрамова. Серия "Голубика и эвкалипт". Бумага, пастель, уголь. 2003

7-Вера Колганова Куршская  коса .JPG

Вера Колганова. Куршская коса

И совсем иная стилистика у Веры Колгановой, которая занимается и живописью, и графикой, а также керамикой и даже валянием.  

Давно заметила, что многие художники, окончившие полиграфический или архитектурный институты, рано или поздно начинают заниматься живописью. Так, Мария Шалито, выпускница архитектурного, в 2000 году открыла свою студию, стажировалась в Париже и более двадцати лет участвует в выставках.

8-Мария Шалито. Девочка-Арлекин. Картон, коллаж. пастель. 2024 .JPG

Мария Шалито. Девочка-Арлекин. Картон, коллаж, пастель. 2024

Кстати о Париже. Глянула на полотно Марины Кабыш «Проплывая мимо острова Сите» и… fell in love – влюбилась, как когда-то давным-давно  влюбилась в Париж, попав туда первый раз, Париж, который нельзя сравнивать ни с каким другим городом, Париж спокойный и безалаберный, серый и многоцветный – всякий.

9-Марина Кабыш. Проплывая мимо острова Сите. Серия Париж, х_м, 2015.JPG

Марина Кабыш. Проплывая мимо острова Сите. Серия Париж, х/м, 2015

Очень понравилась картина Натальи Жаворонковой «После дождя», в которой чистота всего, что окружает, вызывает невольную чистоту чувств, как будто дождь, смыв накопившееся старое и ненужное, вмиг превратил его в нужное, новое и бесконечно дорогое. Почему так? Этого никто не знает.

10-Наталья Жаворонкова  Январь Маша.JPG

Наталья Жаворонкова. Январь. Маша

11-Жаворонкова Наталья После дождя.JPG

Наталья Жаворонкова. После дождя

На счету у художника Натальи Курмаз  более ста пятидесяти выставках, а новое тысячелетие  она начала с участия в международной программы Artist in Residence во Франции, а потом в Берлине. Очень хочется надеяться, что ее «Путевые заметки», прерванные в 2022-м,  когда-нибудь продолжатся.

12-Светлана Курмаз. Натюриорт с красной совой и черной фигуркой., х_м, 2025.JPG

Наталья Курмаз. Натюрморт с красной совой и черной фигуркой. х/м, 2025

13-Светлана Курмаз. Путевые заметки, х_м, 2021.JPG

Наталья Курмаз. Путевые заметки, х/м, 2021

К сожалению, не удалось сфотографировать работы других участников проекта именно на этой выставке, как не удалось и узнать авторов превосходной «малой керамики». Ну, ничего. В следующий раз непременно реабилитируюсь. Ведь проект «Маргоски» – это надолго. Он еще не прошел свой путь.  

Керамика-1.JPG    

Фото:

Здоровый свет