Послесловие к событию
Текст: Галина Мумрикова
Бывает ли вообще чисто женская живопись? Наверное, нет. А вот женские объединения, движения, как говорится, имеют место быть. И были.
Заглянем в анналы истории. Был такой (и есть, слава Богу) традиционный русский народный праздник святых Жён-Мироносиц, который отмечали на второе воскресенье после Пасхи (в этом году 4 мая). Раньше в этот день чествовали женщин, поздравляли жен, матерей, бабушек, сестер, совершали всякие благие дела, просили друг у друга прощения, поклонялись иконе «Жены-мироносицы у гроба Господня». А сейчас… Не все, к сожалению, знают о таком празднике.
Но именно ему, а также женщинам в искусстве посвящен выставочный проект «Маргоски». Он возник в 2019 году. Его автор и организатор арт-директор галереи «Промграфика» Ирина Бодрова. И уже через год состоялась первая выставка проекта. Стало традицией проводить ее в первые весенние дни, причем не только в Москве, но и в регионах.
Так, в этом году выставка прошла в Государственном Художественном Рязанском музее, где были представлены живопись, графика, каллиграфия, керамика, скульптура.
И вот совсем недавно закончилась выставка «Маргоски в галерее Промграфика», что в Подсосенском переулке , в Москве.
Художницы в проекте, конечно же, самые разные. Что их объединяет, помимо того, что все они профессионалы. Объединяет их тонкость восприятия и чувство меры, полное игнорирование какого бы то ни было пессимизма, особый взгляд на предмет, любой объект, свет, цвет. Женщины умеют вовремя остановиться, вовремя начать и закончить, - словом, они умеют нечто такое, что мужскому сословию дается порой с трудом.
Впрочем, не будем развивать гендерный вопрос.
Вернемся к прошедшей выставке.
Тут было всё: натюрморты, графические листы, пастель, абстракция, керамика и многое другое.
Как всегда, любая выставка приносит какие-то открытия или очередную встречу с теми, кого уже знаем. По-разному. Конечно, Ольгу Гречину я видела-перевидела на разных выставках. И потому ее личный почерк узнаю сразу.
Ольга Гречина. Натюрморт с корзиной. х/м, 2010
А вот Алена Черная – для меня открытие. Будучи выпускницей Московского полиграфического института, Алена, конечно же, умеет всё. И у нее всё просто. Так кажется. Но начинаешь вглядываться в ее «Свечение», и понимаешь, что простота – штука весьма относительная, а здесь глубина и прямое попадание в суть. Простота ведь разная бывает.
Алена Черная. Свечение, х/м, 2010
Не сразу разберешься в радостном, просто-таки переполненном кувшинчиками и орнаментами, натюрморте Анны Владимировой-Лавровой. Но если разобрать по полочкам, то тюльпаны здесь и вправду главные. Все остальное декоративный фон, а они – живые.
Анна Владимирова-Лаврова. Натюрморт с тюльпанами. Бумага, смеш. техника
Ольга Абрамова – Почетный президент Национального союза пастелистов, она сама организовывала выставки, много экспериментировала с материалами, исследуя разные текстуры. От ее почти монохромного квартета «Голубика и эвкалипт» (бумага, пастель, уголь) исходит плотный насыщенный запах почти невидимого здесь эвкалипта, а ягоды, напротив, в каком-то непрерывном движении, как будто их куда-то насыпают, пересыпают и т д.
Лидия Казарина.Лещ
Ольга Абрамова. Серия "Голубика и эвкалипт". Бумага, пастель, уголь. 2003
Вера Колганова. Куршская коса
И совсем иная стилистика у Веры Колгановой, которая занимается и живописью, и графикой, а также керамикой и даже валянием.
Давно заметила, что многие художники, окончившие полиграфический или архитектурный институты, рано или поздно начинают заниматься живописью. Так, Мария Шалито, выпускница архитектурного, в 2000 году открыла свою студию, стажировалась в Париже и более двадцати лет участвует в выставках.
Мария Шалито. Девочка-Арлекин. Картон, коллаж, пастель. 2024
Кстати о Париже. Глянула на полотно Марины Кабыш «Проплывая мимо острова Сите» и… fell in love – влюбилась, как когда-то давным-давно влюбилась в Париж, попав туда первый раз, Париж, который нельзя сравнивать ни с каким другим городом, Париж спокойный и безалаберный, серый и многоцветный – всякий.
Марина Кабыш. Проплывая мимо острова Сите. Серия Париж, х/м, 2015
Очень понравилась картина Натальи Жаворонковой «После дождя», в которой чистота всего, что окружает, вызывает невольную чистоту чувств, как будто дождь, смыв накопившееся старое и ненужное, вмиг превратил его в нужное, новое и бесконечно дорогое. Почему так? Этого никто не знает.
Наталья Жаворонкова. Январь. Маша
Наталья Жаворонкова. После дождя
На счету у художника Натальи Курмаз более ста пятидесяти выставках, а новое тысячелетие она начала с участия в международной программы Artist in Residence во Франции, а потом в Берлине. Очень хочется надеяться, что ее «Путевые заметки», прерванные в 2022-м, когда-нибудь продолжатся.
Наталья Курмаз. Натюрморт с красной совой и черной фигуркой. х/м, 2025
Наталья Курмаз. Путевые заметки, х/м, 2021
К сожалению, не удалось сфотографировать работы других участников проекта именно на этой выставке, как не удалось и узнать авторов превосходной «малой керамики». Ну, ничего. В следующий раз непременно реабилитируюсь. Ведь проект «Маргоски» – это надолго. Он еще не прошел свой путь.