НА ФОРУМАХ
72
100
167
1

Поль Гоген: «Больше никогда». Из цикла «Живописные истории»

918bb34ddc2b0a7fb3a6ecd61cd41600.jpeg

Сейчас даже страшно представить, что художника с мировым именем Поля Гогена могло бы и не быть вовсе. Дело в том, что когда после практически безмятежного детства в Перу и бурной молодости, проведенной в плаваниях по экзотическим странам, Гоген женился на датчанке и осел  в Дании в роли биржевого брокера. Заботы о большой семье (а у Гогена было пятеро детей) и материальное благополучие вполне могли бы сыграть с Полем злую шутку и никто бы и не знал, что жил когда-то некий клерк, который в свободное время чего-то там малевал. Но семейное счастье, видимо, было не для Гогена. Не мог он быть «воскресным художником». Знакомство с Писсарро, потом с Ван Гогом, дружба с Гюставом Ароза, другом семьи, который, кстати, и устроил его брокером, участие в выставках и, наконец, финансовый кризис 1882 года – все это подвигло Гогена на жизненную авантюру: он оставил семью и ушел в «свободное плавание».
Искусствоведы «копья сломали» на биографии Гогена, соревнуясь, кто больше соберет материала о таитянском периоде его жизни. Нарыли уже столько, что каждый год, да чуть ли не каждый день его жизни известен досконально. Действительно, именно на Таити художник пишет свои лучшие восемьдесят полотен, которые современники на дух не воспринимали. Не могли они понять ни полинезийский колорит, ни розовый отблеск земли, ни странных женщин, которых они писал в изобилии.
1897 год – не самый лучший для Гогена, если не сказать худший. Из Парижа приходит известие, что от воспаления легких умерла любимая дочь. Его самого преследуют болезни, начинается депрессия, и, как всегда, нет денег. С нужными людьми Поль сходиться не умел и бесконечно ссорился. Но именно в это время он пишет одну из лучших своих картин «Никогда больше» (Never More).
Считается, что сюжет картины навеян нашумевшей в свое время поэмой Эдгара По «Ворон», в которой все время повторяется рефрен говорящей вороны. Герой поэмы страдает, а к его страданиям присоединяется еще и глас прилетевшего ворона:
… Дождусь ли я спокойных дней,
Когда над горестью моей
Промчатся многие года?"
Он каркнул: "Больше никогда!"
На картине Гогена, собственно, три «героя»: таитянская девушка, которая, видимо, перенесла потерю, страдает, ворон на подоконнике и написанные художником слова «Never more». Две женщины на втором плане, скорее, фигуры проходящие. Все внимание – на обнаженную таитянку, которая лежит в неудобной позе. Она насторожена, бессильна, погружена в себя. Художник  «подкинул» зрителям ворона, написав «Больше никогда» и предоставил нам самим домысливать все остальное. Кстати, рентген показал, что эта картина написана поверх другой. Вот уж сколько лет мы и домысливаем. Однако
разгадку Гоген унес с собой. Он умер в 1903 году, так и не познав вкуса славы. Она пришла к нему после смерти, буквально через три года, когда в Париже устроили его выставку – свыше двухсот работ.
А «Никогда больше» находится в Лондоне в Институте Курто. История этого заведения в одном из чудесных уголков центра английской столицы в Сомерсет-хаусе – отдельная глава в истории мирового коллекционирования. Скажу только, что это и музей, и галерея, и учебное заведение для художников – все вместе. И полотно Поля Гогена «Никогда больше» занимает в Институте Курто достойное место.  
Галина Мумрикова

Здоровый свет