Откуда появилось такое странное слово – парсуна? Да это малость испорченная латинская persona. Попросту – портрет. В древнерусской живописи портрета как такового, можно сказать, и не было. Были иконы, лики. Парсуны вошли в моду При Петре I, но они никак не напоминала европейскую портретную живопись, а были все равно похожи на иконы. И еще не скоро русские художники освободились от техники иконописи с их одинаковыми ликами, нимбами над головой и т.д. Первым русским портретистом, хотя и с натяжкой, можно считать Симона Ушакова. Окончательно же портретный жанр и уход от парсунной живописи утвердился во второй половине XVIII века. В манере русского портрета тех времен еще много иконописного, но во всяком случае это уже холст, масляная техника. А само слово «парсуна» ушло из повседневного обихода, и новое поколение порой даже не знает, что оно означает.
… Скоро уж год как я познакомилась с творчеством художника Татьяны Чувашевой на одной из персональных выставок и совершенно была поражена ее детскими портретами, написанными темперой в основном на иконных досках с левкасом (левкас – это название грунта из мела, размешанного на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла).
Речной жемчуг, доска, левкас, темпера, 2013-2014
С веткой багульника, доска, левкас, темпера, 2019-2010
Рыжая. Доска, левкас, темпера, 2008
Колыбельная. Доска, левкас, темпера, 2017
Снегурочка, х/м, 2017
Портрет на фоне гобелена. Доска, левкас, темпера, 2008-2009
Стоит взглянуть, например, на «Речной жемчуг» и… не получится, потому что хочется именно не взглянуть, а всмотреться, как будто там, за портретом, в неведомой глубине осталась такая же неведомая загадка, хотя мы прекрасно понимаем, что это ж современную девочку переодели в такой старинный наряд, и вот она перед нами. Сколько в ней неяркой истинной красоты, будущей женской силы и мягкости, сколько чистых детских мыслей, сколько радости!
А вот «С веткой багульника» девчушка совсем маленькая. Белый кружевной воротничок, аккуратно причесанные волосы – это совсем ненадолго, сейчас выбросит веточки и побежит, но у нас еще есть время улыбнуться, испытывая всегдашнее чувство умиления и покоя, когда ребенок временно серьезен, временно спокоен, но всегда красив как первозданный цветок.
Прятки. Доска, левкас, темпера, 2019
Марс, х/м, 2015-2016
38,5. Доска, левкас, темпера, 2019
Давид. Доска, левкас, темпера, 2019
Дриада, х/м, 2015
Катятся ядра, свищут пули... х/м, 2009
Петр-ловец, х/м, 2017-2018
Татьяна Чувашева подмечает самые разные детские состояния – игра, болезнь, увлечения («Прятки», «38,5», «Петр-ловец»). Детский быт, игры в куклы, в войнушку. На полотне могут быть просто стулья и брошенная кукла, но сколько остается, что называется, «за кадром», когда мы смотрим на эти детские сюжеты и вспоминаем, как сами строили из стульев и табуретов всяческие баррикады, дома, как раздражались порой родители…
В поле зрения Татьяны попадают и игрушки, которые простотой сюжета неожиданно приобретают невероятный масштаб. На полотне «Катятся ядра, свищут пули» (холст, масло) изображены крохотные солдатики в мундирчиках, которых любят коллекционировать мальчишки. А вот лесные орехи (они же ядра) совсем настоящие. А ведь это действительно бой! Фрагмент боя. Такое невероятное сочетание игрушечного и прозаичного. Но глядя на картину, так хочется вернуться в детство, так хочется хоть на секунду ринуться в бой, пострелять, покричать «Ура!».
Пожелаем Татьяне, которая дарит нам успокоение и ненадолго возвращает в детство, добра и успехов.
Для справки:
Татьяна Чувашева окончила МГАХИ им. В.И.Сурикова (мастерская Евгения Максимова), обладатель Золотой медали Российской Академии Художеств. Член Творческого Союза художников России и Международной Федерации художников. Персональные выставки художника проходили в Российской Государственной библиотеке ( «Дети. Новый и классический портрет»), Костромском Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике («Татьяна Чувашева. Живопись. Графика»), в музейно-выставочном центре им. В.Солдатенкова в Малоярославце (художественно-краеведческом музее «Дом Цыпленковых» в Козельске, в доме ученых ВНИИЭФ в Сарове («Детство. Отрочество. Юность»), в выставочном зале Московского Союза Художников («Яхонты. Современная парсуна Татьяны Чувашевой»).
Работы Татьяны Чувашевой находятся в собрании Вятского Государственного Художественного музея им. Братьев Васнецовых, в частных собраниях России, США, Китая, Великобритании и других странах.
Татьяна Чувашева – мать шестерых детей., а ее муж тоже художник.
Мимолетности и отражения Марины Громовик
Ладья: старинное и новое должны дружить