НА ФОРУМАХ
163
2
86
1
176
1

Парсуны Татьяны Чувашевой, и не только…

Откуда появилось такое странное слово – парсуна? Да это малость испорченная латинская persona. Попросту – портрет. В древнерусской живописи портрета как такового, можно сказать, и не было. Были иконы, лики. Парсуны вошли в моду При Петре I, но они никак не напоминала европейскую портретную живопись, а были все равно похожи на иконы.   И еще не скоро русские художники освободились от техники иконописи с их одинаковыми ликами, нимбами над головой и т.д. Первым русским портретистом, хотя и с натяжкой, можно считать Симона Ушакова. Окончательно же портретный жанр и уход от парсунной живописи утвердился во второй половине XVIII века. В манере русского портрета тех времен еще много иконописного, но во всяком случае это уже холст, масляная техника. А само слово «парсуна» ушло из повседневного обихода, и новое поколение порой даже не знает, что оно означает.

… Скоро уж год как я познакомилась с творчеством художника Татьяны Чувашевой на одной из персональных выставок и совершенно была поражена ее детскими портретами, написанными темперой в основном на иконных досках с левкасом (левкас – это название грунта из мела, размешанного на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла).

11.png

Речной жемчуг, доска, левкас, темпера, 2013-2014

Без заголовка.png

С веткой багульника, доска, левкас, темпера, 2019-2010

12.png

Рыжая. Доска, левкас, темпера, 2008

Без заголовка1.png

Колыбельная. Доска, левкас, темпера, 2017

15.png

Снегурочка, х/м, 2017

8.png

Портрет на фоне гобелена. Доска, левкас, темпера, 2008-2009

16.png  

Стоит взглянуть, например, на «Речной жемчуг» и… не получится, потому что хочется именно не взглянуть, а всмотреться, как будто там, за портретом, в неведомой глубине осталась такая же неведомая загадка, хотя мы прекрасно понимаем, что это ж современную девочку переодели в такой старинный наряд, и вот она перед нами. Сколько в ней неяркой истинной красоты, будущей женской силы и мягкости, сколько чистых детских мыслей, сколько радости!  

А вот «С  веткой багульника» девчушка совсем маленькая. Белый кружевной воротничок, аккуратно причесанные волосы – это совсем ненадолго, сейчас выбросит веточки и побежит, но у нас еще есть время улыбнуться, испытывая всегдашнее чувство умиления и покоя, когда ребенок временно серьезен, временно спокоен, но всегда красив как первозданный цветок.

9.png

Прятки. Доска, левкас, темпера, 2019

6.png

Марс, х/м, 2015-2016

1.png

38,5. Доска, левкас, темпера, 2019

2.png

Давид. Доска, левкас, темпера, 2019

3.png

Дриада, х/м, 2015

4.png

Катятся ядра, свищут пули... х/м, 2009

7.png

Петр-ловец, х/м, 2017-2018

Татьяна Чувашева подмечает самые разные детские состояния – игра, болезнь, увлечения («Прятки», «38,5», «Петр-ловец»). Детский быт, игры в куклы, в войнушку. На полотне могут быть просто стулья и брошенная кукла, но сколько остается, что называется, «за кадром», когда мы смотрим на эти детские сюжеты и вспоминаем, как сами строили из стульев и табуретов всяческие баррикады, дома, как раздражались порой родители…

В поле зрения Татьяны попадают и игрушки, которые простотой сюжета неожиданно приобретают невероятный масштаб. На полотне «Катятся ядра, свищут пули» (холст, масло) изображены крохотные  солдатики в мундирчиках, которых любят коллекционировать мальчишки. А вот лесные орехи (они же ядра) совсем настоящие. А ведь это действительно бой! Фрагмент боя. Такое невероятное сочетание игрушечного и прозаичного. Но глядя на картину, так хочется вернуться в детство, так хочется хоть на секунду ринуться в бой, пострелять, покричать «Ура!».

Пожелаем Татьяне, которая дарит нам  успокоение и ненадолго возвращает в детство, добра и успехов.

Для справки:

 

Татьяна Чувашева окончила МГАХИ им. В.И.Сурикова (мастерская Евгения Максимова), обладатель Золотой медали Российской Академии Художеств. Член Творческого Союза художников России и Международной Федерации художников. Персональные выставки художника проходили в Российской Государственной библиотеке ( «Дети. Новый и классический портрет»), Костромском Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике («Татьяна Чувашева. Живопись. Графика»), в музейно-выставочном центре им. В.Солдатенкова в Малоярославце (художественно-краеведческом музее «Дом Цыпленковых» в Козельске, в доме ученых ВНИИЭФ в Сарове («Детство. Отрочество. Юность»), в выставочном зале Московского Союза Художников («Яхонты. Современная парсуна Татьяны Чувашевой»).

Работы Татьяны Чувашевой находятся в собрании Вятского Государственного Художественного музея им. Братьев Васнецовых, в частных собраниях России, США, Китая, Великобритании и других странах.

Татьяна Чувашева – мать шестерых детей., а ее муж тоже художник.

Мимолетности и отражения Марины Громовик

Ладья: старинное и новое должны дружить

Великая Белая затворница


Здоровый свет