НА ФОРУМАХ
56
64
152
3

Николай Чередниченко из Святова: художник, который пришел в живопись однажды и остался в ней навсегда

Есть даже точная дата, когда этот самобытный художник встал на стезю художничества – 7 января 1991 года.  Про Николая Чередниченко по Интернету «бегает» один и тот же текст, который когда-то кто-то написал, и его без зазрения совести все начали переписывать. Я увидела работы художника впервые на ярмарке современного искусства Art Russia лишь в апреле и запала, честно говоря, на его «Однажды». И, запав, решила с ним познакомиться поближе, но не удалось: на выставке был его представитель, а сам художник живет в своем Святово и в столицу наезжает только по делу. А после ярмарки я пыталась вникнуть в интервью, которое Чередниченко как-то давал куратору Третьяковки и тема которого звучала так: о роли полистилистики, метамодерна и зомби-формализма в творчестве художника. После этого читать что-либо расхотелось вовсе. И стоит еще добавить из интересного: художник до того как стал таковым, сменил множество профессий, дважды получал премию Виктора Попкова (в принципе дважды ее , а  прошлом году было 30-летие его творческой деятельности. Более тысячи его работ находятся в самых разных коллекциях по всему миру.

1-Николай Чередниченко. Однажды. Холст, масло. д.Святово 2022.jpg

Однажды. Холст, масло. 2022

А теперь немного собственного восприятия с цитатами от автора. На ярмарке стенд Чередниченко назывался «Включи мозги». У меня они включились, когда я застряла на «Однажды». Ничего не скажешь – с размахом. Не то города, не то сказки, не то райские кущи. Солнце, огонь. Чем-то это полотно поначалу напомнило монументальные метаморфозы Валерия Кошлякова, но  при более пристальном рассмотрении оказалось, что Чередниченко абсолютный антипод Кошлякову, который размашисто углубляет историю, а здесь – мечта и сущность сиюминутного разноцветного счастья, которые доступны каждому только в разное время. И мне чертовски понравилось потом уже прочитанное собственное пояснение художника к полотну:   …однажды случается только раз. Радость встречи, познания, прозрения, прощения. Каждое «однажды» единично и уникально, но не обязательно редко. Включенный мозг может встречаться с «однажды», созерцая одну и ту же точку, и каждый раз находить новое «однажды», новую возможность для радости». Вот вам и ключ к пониманию всего остального.

2-Николай Чередниченко. Полет. Из серии duende. Коллаж из картона, акрил,масло. 2022. .jpg

Из серии duende. Холст, масло

В частности, работ из серии duende. серии Вообще с испанского это слово переводится как гном, домовой, привидение, призрак. Это особое творческое состояние, пик харизмы, возникшей на необъятных просторах испанского фламенко. Зарядился человек duende – и он на все способен. Способен и сам зажечься и других зажечь. Вернее, разжечь эмоциональный дух. О чем говорит этот яркий «Полет»? Ни о чем. И обо всем. Может, о геометрии нашего духа. А, может,  о желании найти свою линию полета, здесь, выйти за пределы холста или, напротив, растворится в его бесконечности.

3-Николай Чередниченко. Искусственный интеллект. Холст, масло. 2022.jpg

Искусственный интеллект. Холст, масло. 2022

ИИ «Искусственный интеллект», конечно же, многолик. Вернее, безлик. Ни лица, ни индивидуальности. Человекомашина. Без эмоций. Автор сам пишет так: «… он будет просчитывать миллионы сценариев и выбирать оптимальный по заданным параметрам. ИИ принесет мир, порядок и покорность». Согласна. Вот только параметры этому безликому и умному ИИ задаст все же человек, его мозг. А задать он может все, что угодно. Ведь ИИ – исполнитель, как ни крути. Тут есть о чем подумать. А вот «Алеф» художник объясняет так: «одна из точек пространства, в которой собраны все прочие точки», «место, в котором, не смешиваясь, находятся все места земного шара, и видишь их там со всех сторон». Каждое мгновение жизни человека — все мгновения, собранные в одну точку…»

4- Николай Чередниченко. Алеф. Коллаж из картона, акрил, мало. 2022.jpg

Алеф. Коллаж из картона, акрил, масло

5-Николай Чередниченко. Сандалии. Коллаж из картона, акрил, масло. 2022.jpg

Сандалии. Коллаж из картона. Акрил, масло

«Сандалии». Вообще-то всего лишь картонная коробка, в которой долго и много что-то возили туда-сюда. Но когда коробка превращается в произведение искусства, на каком этапе своего жизненного пути? Вопрос философский. Ведь простой утилитарный предмет искусством становится только в руках художника. Равно как и материалы – обычные и необычные, простые и сложные – любые.

6-Николай Чередниченко. Пробуждение. Коан. Метанойя. Теплоизоляция:строительная пена:дерево:пробка:акрил.jpg

Пробуждение. Коан. Метанойя. Теплоизоляция, строительная пена, дерево, пробка, акрил

7-Николай Чередниченко. Архидея.jpg

Архидея

8-Николай Чередниченко. Идея.jpg

Идея

Что, например, можно сделать из строительной пены, дерева, пробки? Как придать им смысл, как подобрать к ним волшебный  ключик, чтобы материал стал образом?  Чтобы стал символом, чтобы приобрел завершенность? Ну, допустим, сверхзадачу зритель понял – все идет в дело, из всего можно вытащить идею и превратить теплоизоляцию в артобъект. Допустим. А дальше? А дальше – как воспримет сие зритель. Всего лишь. Ведь абстракция всегда ассоциативна и индивидуальна. Автор назвал свою абстракцию – и хорошо. Вот так и получается – Пробуждение (в красном), Коан (парадоксальный диалог) и Метанойя (покаяние).  

 


Здоровый свет