НА ФОРУМАХ
22
35
134
1

Музей-заповедник «Царицыно» представляет парадоксы керамики

У.Хлендовска Сосуды.jpg
Елена Мариановна Хлендовская (род. 1956)
СССР, РСФСР Сосуды Москва. 2007 Глина красная, ангобы

 23 декабря 2020 в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открывается большая выставка «Керамика. Парадоксы». В экспозиции представлена художественная керамика XX – начала XXI века. Проект поддержал Швейцарский совет по культуре Про Гельвеция.

Выставка стала продолжением проекта «Год керамики в Царицыне», который с успехом прошел в 2019 году. В экспозиции — более 150 предметов из российских музеев и частных собраний. В том числе работы Фернана Леже, Пабло Пикассо, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Александра Задорина, Владимира Цивина, Михаила Копылкова, Елены Хлендовска, Анастасии Чариной, Елены Скворцовой, Василия Шлычкова, Екатерины Сухаревой и других художников. Кураторы выставки: Татьяна Пунанс, Юлия Киселева, Виктория Петухова. Дизайнер выставки: Манон Томас Павловски (Швейцария).

Кураторы выставки определили свою тему для каждого из десяти залов. Может ли керамика считаться высоким искусством? Можно ли языком керамики говорить на «вечные темы»? Может ли быть керамика остросоциальной? Есть ли преемственность в стилистике между советской и современной керамикой? Для чего нужна керамика в доме? Ваза для цветов или цветы для вазы? Все эти вопросы авторы предлагают обсуждать вместе с посетителями, в том числе и в рамках обширной параллельной программы.

Шлычков_письмо.jpg
Василий Валерьевич Шлычков (род. 1972)
Российская Федерация Письмо Москва. 2019 Шамот, глазури

Первый выставочный зал посвящен легендам о сотворении человека из глины. Удивительно, но мотив этот встречается в мифологиях разных культур, значительно отстоящих друг от друга во времени и пространстве – в Вавилоне, в Египте, в Африке, в Греции, в Японии, у мезоамериканских и мордовских племен. Вдохновившись этим фактом, режиссер Андрей Сильверстов поставил мини-оперу на музыку Ираиды Юсуповой — послушать ее и посмотреть в записи можно прямо в экспозиции.

Михаил Копылков_Сюртук и платье.jpg

Михаил Андреевич Копылков (род. 1946) Российская Федерация Композиция  «Сюртук Роберта Бёрнса и платье Джин Армор» Санкт-Петербург. 1996, 2009
Шамотная масса, глазури, металлическая рама; деколь

В зале «Большие имена» рядом с «Совой» и «Бородачом» Пабло Пикассо из Ульяновского областного художественного музея можно увидеть «Курицу» Александра Головина из музея-заповедника «Абрамцево» и рельеф Фернана Леже из царицынской коллекции. А также кувшин Михаила Врубеля, принадлежавший когда-то Федору Шаляпину, и чувственную фарфоровую статуэтку «Нежность» Константина Сомова из Музея театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Кроме них, в зале представлены работы двух наших современников: «Автопортрет» Александра Задорина, состоящий из десятков компонентов, среди которых деревянный стеллаж, три керамических кота и одна мужская фигура в полный рост, и удивительные произведения Николая Туркина из частного собрания.

Реставрация, керамика, Задорин.jpg
Александр Евгеньевич Задорин (1941–2006)  Российская Федерация Композиция «Реставрация» Ленинград. 1981 Шамот; роспись эмалями, глянцгольд

 

Отдельный выставочный зал посвящен ленинградской художественной группе «Одна композиция». Возможность абстрагироваться от идеологии, иносказательность и доступность материала — все это вывело керамику в аванпост советского искусства и обеспечило ей необыкновенную популярность в СССР. Представляя Советский Союз на международных смотрах и получая награды, участники группы смогли провести первую (да и то закрытую) выставку в Ленинграде только в 1977 году, и она произвела эффект взрыва. Большинство работ «Одной композиции» хранятся в Петербурге — так, из Русского музея в «Царицыно» в том числе привезут композицию «Стая» Михаила Копылкова и «Влюбленных» Владимира Цивина.

В зале, посвященном актуальному искусству, представлены художники, работающие с таким острыми темами, как экология, неравенство людей, глобализация, мультикультурализм, одиночество или инклюзия: «Береговая линия» Анастасии Чариной, «Гастарбайтеры» Елены Скворцовой, «Лица» Игоря Васильева.

А.Задорин Мастерская (1).jpg
Александр Евгеньевич Задорин (1941–2006) Российская Федерация Композиция «Мастерская» («Автопортрет») Ленинград. 1977–1979 Шамот, окислы, ангобы, глазурь, дерево; роспись

Зал «Эволюция вазы» наглядно иллюстрирует горячую дискуссию, разразившуюся между критиками и художниками во второй половине XX века. Каждый зритель сможет решить для себя, что важнее — польза или красота, предметность или абстракция, — сравнить, например, кувшин неизвестного кахетинского мастера середины XIX века из царицынской коллекции с вазой, изготовленной на Императорском фарфоровом заводе в 1917 году. Или композицию «Вспоминал гончар земляка Шагала» Моисея Рабиновича с «Сосудами» Елены Хлендовской или «Вазой» Марины Акиловой, буквально пару месяцев назад ставшей победительницей народного голосования дизайн-конкурса «Сделано в России», который проводит Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства.

Т.Дидковская Московские окна.jpg
Татьяна Николаевна Дидковская Российская Федерация Композиция «Московские окна» Москва. 2018  Шамот, глазури; редукция

Еще один зал — «Поверхности» — посвящен керамическим пластам. Этот жанр очень популярен в России, но редко встречается в Европе и Азии. Пласты Марины Степановой-Ланской принято называть «живописью на керамике». Помимо них в зале можно будет увидеть работы других художников — в их числе Татьяна Пунанс, Наталья Полторацкая, Виктор Николаев, Татьяна Бригадирова.

В последнем зале кураторы использовали своеобразный эффект фотоувеличения — и посвятили его художникам. Помимо орудий труда, в зале выставлены эскизы, чертежи, разные, порой неожиданные, предметы, которые вдохновляют автора в мастерской. Также в зале можно посмотреть короткие видеоролики, записанные самими керамистами из России, Франции, Индии, Японии и других стран, в которых они рассказывают о себе, показывают свои мастерские и пытаются объяснить ту особенную магию, что помогает художнику превращать кусок глины в произведение искусства

Выставка продлится до 27 июня 2021года.


Здоровый свет