НА ФОРУМАХ
136
2
173
2
186
1

Музей русского импрессионизма – новое слово в музейном деле

335d6f6732ae54ced340ddf2a8b5bb69.jpg
Здание музея русского импрессионизма

ceb5626681f7f888cbfeb02c66d227cc.jpg
Такая надпись на стене одного из зданий

98495e2ee4d1d002ada211040e98a66c.jpg
Логотип музея

cee15de7e9747abb0abddc082dd1cd93.jpg
Николай Дубовский. Горная деревня, 1911 год

.18e66041e569fc3198af5c251d6740b9.jpg
Тит Дворников. У моря. 1912 год

e42a02fbe8d5df180348974b92a06b98.jpg
Леонид Туржанский. Москва. Самотека. 1910-12 гг.

6c92aff128ea9a05840fc536c2a5150e.jpg
Николай Богданов-Бельский. Лето. 1911 год.

Итак, бывшая, известная каждому москвичу кондитерская фабрика «Большевик» теперь называется культурно-деловым комплексом. Чудесное (без иронии) сочетание! Фабрику построил в 1884 году французский архитектор Оскар Дидио да и хозяином предприятия был француз. Обустройством нового пространства как фабрики, так и музея занималось британское архитектурное бюро John McAslsn + Partners, бюро, которое в принципе специализируется на реставрации исторических зданий, каковым является и «Большевик» - первая в столице фабрика с электрическим светом. Переименовали ее в 1924 году. Удивительно, что абсолютно новое современное здание Музея как-то органично «вписалось» в пространство промышленного предприятия, хотя  строения «большевика» - это красный кирпич, а здание музея, выстроенное из бывшего мучного склада, выглядит ультрасовременным – в виде цилиндра  из металла и стекла почти «без окон без дверей».  
Музей русского импрессионизма занимает на трех  этажах более тысячи квадратных метров, и все пространство разделено на зоны, так что посетители плавно переходят из одного зала в другой, с одного этажа на другой, плавно, по кругу, даже не замечая этого плавного круговорота, что еще более усиливает эффект восприятия, потому что все время кажется, что рядом никого нет, и ты тут в единственном экземпляре.
В музее предусмотрена постоянная и временная экспозиции. Постоянная состоит из работ коллекционера и основателя музея Бориса Минца, который определил миссию музея, в первую очередь, как просветительскую. Он считает, что русский импрессионизм, что бы там ни говорили профессиональные искусствоведы, еще мало изучен, а – главное – он, что называется, имеет место быть, и произведения именно русских импрессионистов нужно показывать как в России, так и за рубежом. Кстати, еще задолго до открытия деятельность будущего музея оценили в музейном сообществе мира, так что музей стал членом Международного совета музеев (ICOM).
Временные выставки планируется обновлять раз в квартал, а сейчас здесь открыта выставка Арнольда Лаховского, которого мало знают в России: его работы разбросаны по музея и частным коллекциям.
Две немаловажные «фишки» нового музея – это видеоинсталляция с процессом создания картин под названием «Дышащие полотна», подготовленная американским художником Жаном-Кристофом и необычный музыкальный цикл, созданный Дмитрием Курляндским. Он называется «Музыкальная прогулка по Музею русского импрессионизма» и основан на впечатлениях композитора от нескольких работ, представленных в музее, а именно: «Каток «Динамо» Петра Кончаловского, «Ворота Ростовского Кремля» Константина Юона, «Венеция» Бориса Кустодиева, «Окно» Валентина Серова и «Мокрые афиши» Юрия Пименова.
Гуманитарные программы музея, рассчитанная на семью – это главное, что выделяет музей в череде других. Ведь свои проекты музей начал претворять в жизнь за два года до открытия на площадке Библиотеки иностранной литературы. «Дети и родители приходят вместе на наши программы и квесты, - сказала куратор образовательных программ музея искусствовед Мария Токарева. - Все наши программы связаны, как с русским, так и с европейским искусством. Разработана программа для подростков «Музейные истории, которые напишете вы». Мы тесно связаны с московскими школами, так как зачастую водить детей в музей не получается по времени, мы приходим в школы с интересными и доступными лекциями». Так, в марте 2015 года в Центральной универсальной научной библиотеке им. Н.А. Некрасова Музей русского импрессионизма провел семейный искусствоведческий курс «Шедевр на книжной полке» для детей и их родителей. А прошлым летом Музей разработал квест для юных москвичей под названием «По следам русских импрессионистов» с увлекательным маршрутом по улицам Москвы, состоящим из семи локаций. В маршрут были включены места, связанные с картинами художников жанра импрессионизма и местами, где они жили и обучались. Ребята узнавали не только историю знаковых московских улочек, которые вдохновляли художников, но и то, как они жили, с кем дружили, куда путешествовали и чем любили заниматься.
Впрочем, с Марией Токаревой мы еще встретимся и поговорим с ее питомцами, а также с их родителями.
Что касается работ русских художников, то помимо тех имен, которые, как говорится, всем известны, здесь немало чудесных произведений живописцев, которые не столь известны широкой публике. Это картины Леонарда Туржанского, Тита Дворникова, Петра Петровичева, Николая Дубовского, Николая Богданова-Бельского, Георгия Савицкого, Юрия Пименова и других.
О них и их работах расскажем в следующей статье, а здесь вы увидите четыре произведения, написанные примерно в одно и то же время – в начале XX века, в 1910-1912 гг. Это «Горная деревня» Николая Дубовского (1911 год), «У моря» Тита Дворникова (1912 год), «Москва. Самотека.» Леонарда Туржанского (1910-12 гг), «Лето» Николая Богланова-Бельского (1911 год).
Галина Мумрикова
Музей Русского Импрессионизма открывается 28 мая

Здоровый свет