НА ФОРУМАХ
29
48
105
1

Малоизвестный театр в эскизах костюмов и декораций русских художников

В арт-пространстве Мамонтовых, что почти напротив Третьяковской галереи,  проходит своеобразная выставка, на которой во главе угла стоит Его Величество Театр.  Название  соответствующее – « В свете рампы».  На картинах знаменитых художников самые разнообразные атрибуты театральной жизни – эскизы и костюмы к спектаклям, закулисье, портреты, цветы – здесь всё буквально дышит действом, сценой, музыкой, словами так, что сам невольно как бы становишься участником.

1а-Мстислав Добужинский-текст3.JPG

Мстислав Добужинский. Эскиз

Выставочное пространство полностью закрыто от улицы, и потому происходит такое фантастическое погружение в театр и во все, что с ним связано. В основном здесь собраны работы художников Серебряного века, а в целом экспозиция охватывает период длиной полвека. О многих постановках, которые здесь упоминаются, мы даже не слышали – они остались уделом узкого круга искусствоведов, другие, напротив, у всех на слуху. Что касается художников, здесь представленных, то это буквально созвездие именитых – Александр Бенуа, Константин Коровин, Лев Бакст, Мстислав Добужинский, Иван Билибин, Михаил Нестеров, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Кузьма Петров-Водкин, Наталия Гончарова, Сергей Судейкин и другие… Всего 26 художников. Они писали эскизы к 29 спектаклям. Действительно дивертисмент. Ведь это слово в переводе с французского divertissement и означает «развлечение, увеселение, ряд концертных номеров».

3-Александр Бенуа. Грот со статуей Дианы в парке. Эскиз декорации к балету _Диана де Пуатье_. на муз. Ж.Ибера для группы Иды Рубинштейн. 1933 Бумага серая, тушь, перо, акварель, белила.JPG

Александр Бенуа. Грот со статуей Дианы в парке. Эскиз декорации к балету "Диана де Пуатье". на муз. Ж.Ибера для группы Иды Рубинштейн. 1933 Бумага серая, тушь, перо, акварель, белила

Начнем, пожалуй с Александра Бенуа. Он почти 15 лет сотрудничал с балетной труппой Иды Рубинштейн, которая в определенной степени соперничала с «Русскими сезонами» Дягилева. Балет «Свадьба Психеи и Амура» на музыку Жана Себастьяна Баха поставила Бронислава Нижинская – сестра Вацлава, а Александр Бенуа выступил не только как художник, но и автор либретто. Балет «Диана де Пуатье» в хореографии Михаила Фокина – также детище труппы Иды Рубинштейн. Впервые его показали на сцене Парижской оперы в 1934 году. Интересно, кто же блистал в роли официальной фаворитки короля Генриха II Валуа?

Работал для Иды Рубинштейн и Лев Бакст, который сделал эскизы к трагедии Эмиля Верхарна «Елена Спартанская» на музыку Деода де Северака. Премьера спектакля состоялась в Париже в театре Шатле.

7-Аристарх Лентулов. Шатер. Эскиз задника для постановки _Половецкого пляса_ из оперы А.Бородина _Князь Игорь_. 1919-1920 гг..JPG

Аристарх Лентулов. Шатер. Эскиз задника для постановки "Половецкого пляса" из оперы А.Бородина "Князь Игорь". 1919-1920 гг.

Но вот уж какой спектакль не был обделен вниманием постановщиков, так это опера А. Бородина «Князь Игорь». Когда после революции в Париже обосновались наши художники, начался и продолжался довольно долго просто-таки «бум» на все русское. Частная Русская опера под руководством певицы Марии Кузнецовой заказала Константину Коровину оформление «Князя Игоря» в 1928 году, а премьера состоялась 27 января 1929 года и прошла с огромным успехом. А неистовые динамичные «Половецкие пляски» – частые «гости» концертных программ на протяжении десятилетий. Так, на выставке есть эскиз задника для плясок работы Аристарха Лентулова, которого в Париже называли футуристом «a la Russe». Известен и портрет солистки Большого театра Ксении Держинской в роли Ярославны работы Нестерова. Нестеров был почитателем таланта примы, писал ее портрет, который его никак не удовлетворил, но ему сполна удалось запечатлеть любимую певицу в образе древнерусской княгини из Бородинского «Князя Игоря».

10-Николай Ульянов-2.JPG

Николай Ульянов

Продолжая тему портретов, нельзя не сказать о Николае Ульянове (1875-1949), который у кого только не учился – от Николая Ге до Валентина Серова. Он был замечательным рисовальщиком, портретистом. Когда Всеволод Мейерхольд ставил «Горе уму» по комедии Александра Грибоедова «Горе от ума», Ульянов был на спектакле художником по костюмам и нарисовал шарж, который ни на одной выставке после ареста Мейерхольда не появлялся. В 1919 году Ульянов участвовал в постановке Аркадия Зонова, друга Веры Комиссаржевской, спектакля «У Дидро». Рисунки из своей графической сюиты он не раз показывал на выставках.

Дама с симпатичной собачкой кисти Наталии Гончаровой не кто иная как знаменитая балерина Тамара Карсавина, часто выступавшая с Вацлавом Нижинским. До 1918 года Карсавина жила в России, а данный портрет написан, скорее, в 1929 году. Вообще Карсавину писали и Серов, и Бакст, и Сомов, и Сорин – у всех она получалась красавица, каковой и была в жизни, а у Гончаровой совсем другой образ балерины – образ некой дамы в стиле ар деко.  В 1931 году Гончарова сделала эскизы декораций и костюмов для исторической пьесы Альфреда Савуара «Молодая Екатерина» («Petite Catherine»).

Акварель Василия Милиоти, написанная в 1931 году, была подарена скрипачу-виртуозу, а также поэту и художнику Анатолию Микули, которого современники называли «наследником Паганини». С 9 лет он гастролировал в Европе и был исполнителем всех произведений Николо Паганини. Василий Милиоти также был впечатлен игрой виртуоза, создав в своей манере символизма некий собирательный образ музыканта. Эта акварель экспонируется на выставке впервые.

16-Кузьма Перров-Водкин. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Л.Андреева _Черные маски_.JPG

Кузьма Петров-Водкин. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Л.Андреева "Черные маски"

Еще одна акварель. Кузьма Петров-Водкин и его персонаж из пьесы «Звенящий остров», которую также написал Петров-Водкин будучи под сильным влиянием Метерлинка. Пьесу так никогда и не поставили, хотя художник переписывал ее, пытаясь что-то изменить, а, может, поискать подходящий финал. Скорее всего, вышедший из-под пера художника рисунок искателя Звенящего острова Эгитафа гораздо лучше искателя литературного. В 1908 году Петров-Водкин создавал декорации для пьесы «Черные маски» Леонида Андреева – одного из самых пессимистичных писателей начала XX века. Неизвестно, состоялась ли премьера, а вот акварельный эскиз, где изображен заколдованный рыцарский замок и где должны бушевать воистину шекспировские страсти, сохранился.

Интересна и работа очень популярного в начале XX века,  а потом незаслуженно забытого художника Василия Денисова, который изначально был валторнистом и служил в оркестрах, а потом увлекся живописью и занимался ни много ни мало в частных мастерских у Константина Коровина, Валентина Серова, Николая Ульянова. Считается продолжателем символизма Михаила Врубеля, создав после смерти последнего цикл графических композиций по мотивам картины «Демон поверженный». Умер Денисов в нищете в 1922 году в Загорске. Два года назад на выставке «Лики модерна» были показаны работы Василия Денисова.

17б--Сергей Судейкин. Эскиз декорации к балету _Тщетная предосторожность_. 1937 .JPG

Сергей Судейкин. Эскиз декорации к балету "Тщетная предосторожность". 1937

Родившийся на двадцать лет позже Денисова Сергей Судейкин также был учеником Коровина и Серова. Еще в 1920-м он уехал во Францию, работал сценографом, через два года уже обосновался в Нью-Йорке. Представленный здесь эскиз костюма «Дама с зонтиком» сделан в 1913 году, скорее всего, для комедии своего друга Михаила Кузмина, показанной потом в салоне Носовой. Но вот – «Куклы». Семья – большие и маленькая. Даже не скажешь, что куклы, потому что уставшие и грустные, вызывающие какую-то непонятную щемящую боль. Мы, живые, настоящие, чувствуем их, ибо они – отражение нашего прошлого, а, может, и будущего…  

Имя Ивана Билибина и вовсе знакомо каждому русскому человеку. «Сказочная композиция» с характерным билибинском почерком выполнена на куске фанеры. Над пушкинской «Сказкой о царе Салтане» художник работал больше тридцати лет, а в этой композиции налицо его излюбленные крымские стилизованные мотивы, узнаваемые всеми.

Сценические работы Мстислава Добужинского демонстрировались не раз, но есть эскизы к постановкам, которые в России почти не ставились. Пьесу Эжена Скриба «Анна Английская» мы больше знаем по давнему советскому фильму «Стакан воды». В 1941 году Добужинский очень детально разработал костюмы для постановки Гилберта Миллера, которая шла в Нью-Йорке, придав им некую поэтичность, даже чувственность.

Жаль, что опера-буфф «Четыре грубияна» по пьесе Карло Гольдони – одна из лучших комических опер Вольфа-Феррари с ее элементами венецианского карнавала, переодеваниями, у нас давно не идет. Ее премьера состоялась еще в 1904 году, а в России она последний раз ставилась в 1956 году в Перми. Добужинский же делал эскизы костюмов для постановки в США на сцене «Нью-Йорк Сити опера». Готовил Добужинский и эскизы костюмов для оперы австрийского композитора Альбана Берга «Воццек» (одна из лучших опер венской школы). Это была последняя постановка Федора Комиссаржевского в Америке и также одна из последних работ Добужинского в опере.  Да, а какой замечательный эскиз декорации к «Пиковой даме», подготовленный для Каунасского оперного театра.

И, наконец, что ж там происходит за кулисами?  У Михаила Ларионова почти ничего не происходит. Артисты готовятся к выходу на сцену – и все.

23-Константин Горбатов. Сирень. 1921. Холст, масло.JPG

Константин Горбатов. Сирень. 1921. Холст, масло

И натюрморты с цветами здесь, на выставке,  тоже не случайны, потому что цветы – это всегда праздник, большой ли, маленький. Цветы – всегда красота. А еще благодарность. Артистам. Всем, кто причастен к театру. Всем, кто в нем служит. Всем, кто наделен этим уникальным даром – служить театру.  

                                                                                                                                    Галина Мумрикова


Здоровый свет