Текст: Галина Мумрикова
Недавно Государственный Исторический музей устроил специальный показ произведений дагеротипии из своего собственного собрания.
Поводом для показа дагеротипов шведского художника и дагеротиписта Карла Петера Мазера стало приобретение в прошлом году Государственным Историческим музеем портрета неизвестной молодой женщины, который сохранился в архиве советского литературоведа и искусствоведа, а также одного из основателей и редактора сборников «Литературное наследство» Ильи Зильберштейна. Сейчас в музейном собрании Государственного Исторического музея девять дагеротипов Карла Петера Мазера.
Что это вообще такое – дагеротип? Всего лишь фотография на металлической посеребренной пластинке. Натурально седая старина, но фактически прообраз современной фотографии. И годом ее рождения считается 1839 год, когда на заседании Французской академии наук прозвучали новые для тех времен имена и слова – Луи Дагер, камера-обскура, «эмоциональное воздействие на зрителя». Уже в середине XIX века во Франции одна за другой появлялись фирмы, которые производили посеребренные медные пластины, и которые, кстати, поставлялись и в Россию. А вообще процесс изготовления дагеотипа был трудоемким, сложным, изображение нужно было бережно охранять буквально от всего, поэтому его тщательно «упаковывали» в трехслойные паспарту, использовали стекло, рамки – одним словом, дагеротип требовал, чтобы к нему относились с величайшим пиететом. Ведь это – зеркало с памятью…
… У шведского художника и дагеротиписта Карла Петера Мазера биография весьма интересная, причем более 16 лет он прожил в России. Он родился в Стокгольме в семье торговца, учился в Художественной академии, затем переехал в Париж и даже был участником французской революции 1830 года. Вернувшись в Швецию, он участвовал в художественной выставке Академии, показав написанные им портреты, но зрители не восприняли их никак. Короче, он покинул Швецию и уехал в Италию, потом в Финляндию, затем в Санкт-Петербург. Его мечта стать художником-портретистом и переселиться в Париж – осуществилась лишь частино. Ему как художнику фатально не везло – его всё время критиковали. В 1840-м Мазер впервые столкнулся с дагеротипией и живо ею заинтересовался. Почти два с половиной года Мазер путешествовал по Сибири, познакомился с декабристами, даже писал портрет Александра Муравьева, работу над которым вынужден был прервать. Тем не менее из Сибири Мазер привез множество портретов местных жителей и других зарисовок. Наверное, в Сибири Мазер неплохо заработал, если по приезде в 1852 году открыл в центре Москвы дагеротипное заведение, где даже «принимал заказы на копии с масляных картин, дагеротипных и акварельных портретов и с гравюр».
И все же где-то через год Мазер покидает Россию, возвращается в Швецию, где на художественной выставке в Стокгольме снова терпит неудачу – его работу раскритиковали. Не удалось ему издать и альбом путевых заметок и рисунков по России. Но одна его мечта все же осуществилась – он-таки два года провел в Париже, затем переехал в Италию, где и умер в 1884 году.
Сейчас, всматриваясь в лица, запечатленные Карлом Петером Мазером, невольно задаешься вопросом: как оценить сохранившиеся портреты, сделанные художником, с высоты дня сегодняшнего? Только ли давность лет делает их интересными и заслуживающими внимания? Наверное, рассматривать этот вопрос можно только в комплекса: да, история, да, у каждого портрета своя судьба, каждый дагеротип неповторим. На одних портретах чувствуется то, что мы называем породой, на других никакой породы, но зафиксировано время, можно сказать, целая эпоха, и, глядя на эти портретные сюжеты, можно смело изучать тогдашнюю моду, форму, костюмы, прически.
Стоит лишь мельком взглянуть на портрет Ольги Павловны Кривцовой, в родственниках которой числились дипломаты, участники декабристского движения, от одних фамилий дух захватывает – Репнины, Волконские, Орловы, Раевские… Бесстрастно смотрит на нас трио – поляк Людвиг Шиманский с сестрой и женой. Бесстрастно, но с большим достоинством.
Впервые экспонируется портрет неизвестных супругов, поступивший из отдела по делам музеев и охраны памятников Наркомпроса. А на оборотной стороне сохранилась бумажная этикетка «ДАГЕРОТИП/в Газетн.переул/против Шевалье/в доме Ланской/Мазер».
Впрочем, каждый дагеротип, который удалось сохранить, который можно показать, заслуживает внимания, каждый интересен, каждый вызывает чувство сопричастности с теми, кто жил так давно, но ходил, быть может, по тем же улицам, по которым и мы сейчас ходим – кто знает?..
Выставка будет проходить по 24 февраля 2025 года в Парадных сенях Главного здания Исторического музея
Фото автора и Аллы Деминой