НА ФОРУМАХ
141
2
175
2
187
1

Игорь Виханский: путь художника и его «суровый стиль», не подвластный времени

Маленькое эссе к финисажу выставки «Путь художника», проходившей в ЦДРИ с 24 мая по 3 июня

1-Игорь Виханский.JPG

Игорь Виханский на вернисаже

2-На вернисаже.JPG

На вернисаже

3-Открытие выставки.JPG

Открытие выставки

Считается, что «суровый стиль» возник в пику социалистическому реализму, который слегка приукрашивал жизнь, а здесь «пафос соцреализма сменился прозой жизни». Можно, конечно, поспорить с этим тезисом и вообще с самим стилем. Почему суровый? Потому что настоящий, без полутонов? Ну да, у художников сурового стиля были общие черты: монументальность, мрачность, обобщенность. С легкой руки критика Александра Каменского и возник этот термин – суровый стиль, а потом как-то стерся, растворился, забылся…

Впрочем, к творчеству художника Игоря Виханского, выпускника Суриковки и ученика Иогансона, сложно подобрать четкое стилевое определение, ибо его путь – это как раз-таки многообразие стилей. Ведь когда художник обращается к разным темам (а у Игоря Виханского самая разнообразная тематика – от спорта и пейзажа до портрета и лирических акварелей), он как бы переходит за грань какой-то определенной манеры, а становится всеобъемлющим мастером, которому в хорошем смысле все дозволено.

5-Череда портретов.JPG

Череда портретов

6-Портрет директора Института ядерной физики СО АН СССР А.М.Будкера. 1977. Картон, масло.JPG

Портрет директора Института ядерной физики СО АН СССР А.М.Будкера. 1977. Картон, масло

7-Портрет народного художника И.П.Обросова. 2008. Картон, темпера.JPG

Портрет народного художника И.П.Обросова. 2008. Картон, темпера

8-Девушка с сигаретой. 1980. Холст, масло. Из частной коллекции.JPG

Девушка с сигаретой. 1980. Холст, масло. Из частной коллекции

9-Танцующие сестры Цой. 1981. Холст, масло.JPG

Танцующие сестры Цой. 1981. Холст, масло

Вот, например, портреты. Художник написал их много. Среди них никому не известные труженики, с которыми он встречался во время своих многочисленных поездок по стране, а также физики-ядерщики из Сибири. В 1970-х чтобы сделать их портреты, пришлось получать особое разрешение. Так получились образы, которые прошли сквозь сердце художника, без лишних мазков, как будто сделанные на одном дыхании. Действительно «суровые» портреты, за которыми нередко стояли не менее суровые трагические судьбы.

10-Фрагмент экспозиции.JPG

Фрагмент экспозиции

10б--На вернисаже1.JPG

На вернисаже

На его полотнах, где изображены одинокие дома, почти нет людей, потому как главный герой этих картин – незыблемый дом, в котором есть жизнь, в котором живут люди, и мы их если и не видим, то все же ощущаем, там, за кадром, за маленькими окошками, за толстыми срубами. Странно, но эти полотна, на которых ни одного яркого пятнышка, на которых в помине нет красного, желтого, зеленого, оранжевого, не вселяют пессимизм, а напротив – внушают стойкость: пока есть дом, есть и будет жизнь.

11-Фрагмент экспозиции 3.JPG

Фрагмент экспозиции

11а--Фрагмент экспозиции2.JPG

В начале нового 21 века Игорь Виханский увлекся японской монохромной живописью тушью – суми-э, преуспев и в этом уникальном жанре. Участвовал в выставках в Токио, был их лауреатом. Суми-э вбирает в себя всю поэтическую мудрость музыки и каллиграфии.

12-Фрагмент экспозиии5.JPG

13-На выставке.JPG

14-Фрагмент экспозиции4.JPG

15-Фрагмент экспозиции6.JPG

И, наконец, иконы. Они стоят особняком в творчестве Игоря Виханского. Хотя, как сказать… К иконописи он пришел в начале 2000-х, что, наверное, было закономерно. Вот что писал об этом художник, ближайший друг Виханского Игорь Обросов: «Для него момент вхождения в православие был очень важен… В его сознании произошел перелом, он как бы возвратился к самому себе, в свои сокровенные глубины. И я думаю, что его можно сейчас назвать одним из основоположников новой иконописной школы». Что тут добавить? Лучше не скажешь.

Работы Игоря Виханского находятся в частных собраниях многих стран мира, а также в музеях России.


Здоровый свет