И кого ж это я назвала «старичками»? Ну, во-первых, исключительно – любя. Во-вторых, исходя из регалий, опыта. И т.д.
Люся Воронова у своего стенда
Одна из работ Люси Вороновой
Начнем, пожалуй, с Люси Вороновой, чьи работы присутствуют в коллекциях многих стран – от Третьяковки и Русского музея до государственных и частных коллекций Европы и США. Вот так, на стыке поколений, со свои стилем, который толком никто и не определил (лубок, наив, графика?), но все критики, все, кто о ней писал, утверждают, что она всегда, в любом жанре, портрет ли, натюрморт, яркий гротеск, – автор некоего художественного высказывания. Мимо которого пройти невозможно.
Сергей Брюханов
Сергей Брюханов. Пейзаж. Холст, масло
О Сергее Брюханове написано столько, что сам он, наверное, уже не читает, как эксперты определяют его синтез контрастов. Его работы также разлетелись по всему миру. А в одном из интервью художник высказался так: «…Сейчас меня трогают только те работы, где есть тонкая аура вечного, неброский пульс возвышенного, проблески абсолютной гармонии, сияние и чистота колорита…Такое встречается, конечно, нечасто…». Ой, как я с ним согласна!
Работа Николая Блохина
Питерского художника Николая Блохина, преподавателя кафедры рисунка Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина представляла галерея Ars Longa. Работы Николая Блохина тоже находятся в разных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. И наград у него немало. Но не это суть важно. Важно, наверное, реально быть современным, а не казаться таковым и не подделываться под любые течения, которые порой проплывают мимо, не задевая душу. А еще – продолжать традиции своей школы, что тоже дано далеко не каждому.
На стенде Nikolskaya Gallery
Адель Левитова. Two of us. 2021
Галерея Nikolskaya Gallery, запустив еще 5 лет назад социально-просветительский проект «POP UP Museum», в 2019-м и стала победителем в номинации «Социальный бизнес года» в премии SKOLKOVO ALUMNI AWARD. Дело похвальное и нужное. И сейчас галерея «зажигает» в Майями, открыв и там свое представительство. Вообще, по какому принципу подбираются художники на ту или иную выставку, сказать трудно – тут надо вникать. Но когда на одном стенде соседствуют работы разных школ, когда рядом картины выпускников то Суриковки, то Строгановки, то других школ, и если ты не профи и не коллекционер, а, допустим, новичок, то разобраться во всем этом в рамках даже одной выставки почти невозможно.
Кристина Агельская. Земля. Воздух. 2021
Кристина Агельская. Любите землю
Кристина Агельская. Разговор с Луной.
А теперь – о личных открытиях. Очень понравились «адские смеси» (по технике) Кристины Агельской. И это при моей нелюбви к абстракционизму. Представленная на выставке серия «Earth song» написана в Буэнос-Айресе год назад. Время было нелегкое. Но не во времени дело. И не в теме – да, природа, экология, человек в мире природы, их взаимосвязь, уязвимость той самой природы и человека в ней – обо всем этом можно говорить и как-то это все увязывать. Но абстракционизм, на мой непросвещенный взгляд, должен прежде всего пробуждать у зрителя собственные образы, даже если автор назвал свою картину. Разворачивать собственную фантазию. А не просто разглядывать и угадывать. И делать умное лицо. Если художник раскрыл душу, мы, зрители, непременно почувствуем. Подхватим.
На стенде Екатерины Комбаровой
Екатерину Комбарову я заприметила еще на прошлой ярмарке. Она – автор женской темы. Дизайнер по первой профессии, Екатерина продолжает искать себя и в живописи. В своей новой серии «Женская природа в цвете» художница продолжает женскую тему: «…В серии картин я показываю женские круги, где женщины в прошлом, настоящем и будущем передают родовую мудрость и знания с помощью танца».
Франк Хетфорд на своем стенде
Фрагмент экспозиции
И, наконец, познакомилась я со знаменитым немецким фотографом, который больше десяти лет живет в Москве. Это – Франк Херфорт. Его считают архитектурным, документальным и промышленным фотографом. Наверное, так оно и есть. По объектам. А по сути он – первооткрыватель архитектуры, мимо которой мы проходим, не замечая, «певец» нашего метро, куда мы тоже спускаемся, спеша, и разглядывать окружающее нам некогда. Он – соавтор нашей современности, призывающий зрителя проникнуться глубиной любого архитектурного пространства, его внутренним неповторимым объемом, его тяжелой легкостью, за каждым кирпичиком которой – фантазии, ум и нелегкий труд создателей. Спасибо Франку за любовь и доброту. Фотографа много публикуют, а в прошлом году он вошел в престижный шортлист Siena Photo Award за проект «СССР – Underground».
Ну что ж, до встречи на Art Russia-2023.