Но сначала немного об истории города, который образовался во времена Карла Великого в самом начале IX века. И кто только потом ни завоевывал этот удобный вольный город в устье реки Альстер – и поляки, и французы и датчане и т.д. Уже в XII веке город получил огромные привилегии, что послужило мощным толчком к его развитию, а в 1241 году город вступает в Ганзейский союз, в 1410 году появилась первая конституция, через сто лет Гамбург получает статус Вольного имперского города. Перенесемся через века и представим 1810 год. Что там произошло? Наполеон захватил город, а освобожден был российской армией. И во время Второй мировой войны город был сильно разрушен, а после войны вошел в состав ФРГ.
Ну, а сейчас? Население города уже приближается к двум миллионам. Для Германии это иного. Гамбург – важный финансовый и промышленный центр Германии и очень удобный для жизни. Прекрасно развитая транспортная система, трафик почти без пробок, много красивых зданий и вилл, которые не портят налета старины. Как и во многих портовых городах (Гамбург расположен на реке Эльба, а Северное море буквально в ста километрах), здесь проживает полно иностранцев, которые так или иначе работают в порту. Впрочем, не только в порту. Многие успешно «закрепились» в сфере обслуживания, в ресторанном и гостиничном бизнесе и т.д.
Купив однодневный проездной, я покаталась по городу на всех видах транспорта и увидела, что здесь как-то спешить не принято. Бежишь – значит, что-то стряслось. И никто не толкается. Тоже странно для нас, москвичей. По карте ходить – милое дело. Пойдешь направо – выйдешь к ратуше, пойдешь налево – еще куда-нибудь.
Вот она, Ратуша, с германскими императорами, где, как услужливо подсказала та же карта, находится и резиденция бургомистра. Здесь всегда много народу, всегда как-то радостно и совсем не чувствуешь одиночества. А еще из окна автобуса я то там то сям разглядела массу скульптур, которыми, видимо, наводнен город в самых неожиданных местах. Много велосипедистов, не меньше, чем в Амстердаме.
Городская ратуша
Выставочный дом Bucerius Kunst Forum
Церковь архангела Михаила
Нашла я и одну из красивейших церквей на севере Германии – церковь архангела Михаила, выстроенную в начале XVII века. В 1750 году храм полностью сгорел – в него попала молния, но его очень быстро восстановили. В начале уже XX века – новая напасть – сгорело деревянное здание, которое потом выстроили заново, но уже из железа. Выстояла церковь и во время Второй мировой войны. Говорят, что сюда каждый год приезжает миллион паломников. Не мудрено. Сейчас это главный протестантский храм города. Яхта Абрамовича
И все-таки почему-то больше тянуло к воде, а не в музеи – каюсь. Несколько часов провела на берегу озере Альстер около мальчишек, которые налаживали свою яхточку и яростно спорили о чем-то (вот я пожалела, что не знаю немецкого!). Уж очень здорово они работали (именно работали), не боясь ветра и забыв о времени.
Озеро Альстер находится в самом центре города, а вокруг очень красивые престижные и самые дорогие дома. Можно было покататься и на катерке, полюбоваться видами города с воды.
А вот зачем меня понесло в порт кататься по докам – ума не приложу. Кто-то сказал, что с катера можно полюбоваться на яхту Абрамовича. Взглянула. Ничего интересного – яхта как яхта, но именно она почему-то вызвала бурный восторг у туристов, которые находились на прогулочном катере. Опять же, у меня она не вызвала ничего – лучше бы в музей сходила. Ну ладно, в следующий раз.
Галина Мумрикова