НА ФОРУМАХ
71
162
1
176
1

Клубы : КиноКлуб

Все мы немного Аддамсы

50 оттенков черного юмора - так можно охарактеризовать жизнь знаменитой семейки Аддамс. Но если потереть слой сажи, под ним, как ни странно, обнаружится разумное, доброе, вечное.  
Киножизнь эпатажной семьи началась с черно-белого сериала, состоящего из коротких 20-минутных эпизодов с милыми и довольно безобидными гэгами. В двух сезонах - 64 серии.

7d5310eccc6ef4e5d5f348c5500a3338.jpg

Автором идеи был американский карикатурист Чарльз Аддамс. В 1938-м он опубликовал в «Нью-Йоркере» комикс про торговца пылесосами, посетившего заброшенный особняк. Первой обитательницей того была безымянная экстравагантная дамочка, позднее прославившаяся под именем Мортишия (от mortician - «гробовщик»). Всего на счету художника более 1300 опубликованных комиксов, так что год от года населения особняка разрасталось. Поселившееся в нем неординарное семейство дамочки получило фамилию своего создателя и обзавелось множеством кузенов и кузин.
Влияние Аддамса на жанр фантастики трудно переоценить: в какой-то момент он даже едва не образовал творческий дуэт с самим Рэем Брэдбери (роман-сборник Рэя «Из праха восставшие» о странной семейке Эллиот, состоящей из вурдалаков и ведьм, уходит корнями именно в это сотрудничество). Бешеная популярность рубрики комиксов у читателей в конечном итоге привела к появлению их экранизации.

16401fab6f6e1558684f0d7e4196d294.jpg
Чарльз Аддамс и его герои.

Аддамсы – прямые предшественники расцветшего в девяностых годах «готического» дискурса, вдохновившие режиссера Тима Бартона и писателя Нила Геймана. Мрачные антиподы "нормальных людей" и контркультурщики.
Глава этой семьи (номинальный, разумеется – с такими-то дамами вокруг!) – жгучий брюнет Гомес. Любит йогу, курить сигары и взрывать игрушечные поезда настоящим динамитом. Скверный адвокат и состоятельный бизнесмен, он постоянно вкладывает тонны долларов в какую-то чепуху. В какой-то момент, например, выясняется, что в 60-е годы XX века он упорно продолжает инвестировать в царские предприятия в русской Сибири, хоть с 1917-го года от тех почему-то не поступает никакой обратной связи! И, тем не менее, в итоге Гомес всегда остается в плюсе. Судьба любит этого безумца.
Его супруга Мортишия – буквальное воплощение понятия «женщина-вамп». Она выращивает плотоядные растения, которые кормит гамбургерами, носит эффектный макияж в стиле немого кино и умопомрачительное черное платье, в котором и ходить-то тяжело.
Детишки – Пагзли и Венсди (Cреда) – в эпатажности не отстают от родителей, шокируя сверстников тем, что находятся накоротке с холодным оружием, цирковыми гориллами и ядовитыми пауками.

16b63ebcfeb6d49986d40cf4c010de9c.jpg

Еще в Доме Аддамсов живут разбитная Ведьма-свекровь (ведьма - не в смысле характера, а по роду деятельности) и специалист по разным ядовитым варевам и магическим порошкам. Еще есть двухметровый дворецкий Ларч, гениальный органист, изъясняющийся многозначными междометиями и утробным ворчанием, и Вещь. Это безмолвная и проворная помощница Аддамсов, рука, живущая в коробочке (на самом деле она мгновенно перемещается по множеству разных коробок в доме, судя по всему, используя сеть порталов). Во втором сезоне сериала к семейству присоединится кузен Итт – пользующийся невероятным успехом у дам крошечный человечек (хотя это неточно), с ног до головы скрытый эффектной шевелюрой.
Но главное украшение сериала это, конечно, Дядюшка Фестер – разговаривающий фальцетом лысый толстяк в черной рясе с меховым воротом. Он вообще ходячая катастрофа, живая коллекция всех возможных чудачеств и недоразумений. Исполняющий его роль Джеки Куган – настоящая легенда. Будучи ребенком, он снимался вместе с самим Чаплиным, к 10 годам (это не шутка) стал национальной суперзвездой, главным рекламным лицом США и фигурантом скандального судебного процесса. Во время войны он был боевым пилотом на Бирме. В «Аддамсы» Куган пошел ради денег: бывшему детскому поп-идолу не находилось вообще никаких ролей, по сути сериал – его «лебединая песня».

322217f16195fbdda358a238e0656eaa.jpg

Каждый эпизод "Семейки" строится по одной и той же модели: в патриархальный мир Аддамсов вторгается какой-то очередной типический порок эпохи прогресса. Спектр ужасов нового века впечатляющ: там и коммивояжеры, и активисты избирательных компаний, и работники коммунальных служб, и беспечные молодожены, и убежавший от отца-мажора битник, и грабители, и активисты поиска НЛО, и заграничные (тут без подсказки понятно – советские) дипработники и т.д. и т.п. Все они наделены рядом каких-то знаковых чудачеств, но каждый раз Аддамсы оказываются еще «чудаковей» гостей.
Но при этом ни разу Аддамсов не посещает человек иной расы. Вселенная Аддамсов 1964-го населена исключительно белыми: негры в ней живут исключительно в Африке, причем, за телефонную связь у них отвечает белый в шлеме колонизатора. Единственный раз за весь сериал чернокожие персонажи появляются в знаковом эпизоде "Дядюшка Фестер заболел", - и место действий, конечно, джунгли. Семейный доктор Мбого не может приехать из Африки - он занят со своими племенем, и к Фестеру вызывают обычного городского доктора с клиновидной бородкой и в очках. Это вызывает протест дядюшки: «Он же белый!» (за кадром звучит оглушительный хохот). И над этим тогда смеялись в Америке! Ох, шестидесятые… В наш век политикорректности, когда чернокожие актеры, совершенно не подходящие по типажу, играют главные роли в "Темной башне", "Американских богах" и грядущем "451 градусе по Фарренгейту", это выглядит довольно удивительно.
f22d041a289dec3bd5b1e344259e7bcf.jpg

Пересматривать всё это спустя пятьдесят лет невероятно смешно и поучительно. Аддамсы не теряют актуальности и за пределами шестидесятнической идиллии. В 1991-м это успешно доказал оператор Барри Зоненфельд.
Кино-версия «Семейки Аддамсов» стала для него дебютом в режиссуре. Примечательно, что тут тоже очень «знаковый» Дядя Фестер - гик-идол Кристофер Ллойд, он же Док Браун из «Назад в будущее», и его бенефисные выходы, в т.ч. с фамильным казачьим танцем «Мамушка» - это, безусловно, одно из главных культурных завоеваний кинематографии девяностых. Успех картины был так велик, что уже в 1993-м последовало продолжение фильма под названием «Семейные ценности Аддамсов». Зоненфельд впоследствии продолжал делать упор на фантастическую «черную» комедию и в итоге прославился благодаря своим «Людям в черном». А юная Кристина Риччи стала ролевой моделью для ровестников, из которых вскоре выросло поколение киберготов.



У Аддамсов, казалось бы, всё не как у всех, всё наоборот. У их соседей - аккуратные, как в игре Sims, коттеджики. В них воспитывают послушных деток энергичные матери-домохозяйки и уверенные в себе отцы-буржуа - лоеры и брокеры, дантисты и клерки. В одной руке у них - мартини, в другой - газонокосилка. А в замке Аддамсов завтрак может начаться с разлитой по бокалам дымящейся бурды, и в любой момент все готовы пуститься в пляс. Вместо комнаты отдыха у них - пыточный застенок, а вместо домашнего любимца – настоящий лев. А градус абсурда - ну, прямо, как в жизни!.. И, в конечном итоге на фоне стерильного консюмеристского рая семейка Аддамс с их непосредственными эмоциональными реакциями и импульсивными порывами выглядит самой нормальной. Стоит Мортишии, почтенной матери семейства, заговорить по-французски, как ее муж Гомес каждый раз буквально сходит с ума, словно увидел супругу впервые. Годы брака не притупили их страсть, она свежа, как в день знакомства. Аддамсы не притворяются, как соседи, образцовой семьей, они на самом деле - одно целое.

e3eb93bf90a8042f2ce430ef0f0ae9c1.jpg

И, пересматривая ленты про "Аддамсов", сложно отделаться от ощущения, что главный их секрет даже не в удачной компоновке смешного и жуткого, гиньоля и макабра – чтоб и мурашечки, и похохотать.
Кажется, все волшебство саги в том, что за всей этой напускной дурью с танцующими скелетами, гробами на колесиках и бифштексом из яка, в конечном итоге, получился действительно фильм про традиционные ценности. Про духовные скрепы, про бережное отношение к наследию предков и взаимопонимание между поколениями. Про счастье иметь семью.


Материнская плата ("мама!" Аранофски)
Сильная женщина Фрида ("Фрида" с Сальмой Хайек)
Милдред Хейз против всех ("Три билборда на границе Эббинга, Миссури")
Здоровый свет