НА ФОРУМАХ
549
3
212
2
182
2

Клубы : КиноКлуб

Список лучших фильмов о решительных женщинах

Некоторые удивятся (а другие "некоторые" удивятся удивлению первых), но 8 марта - вовсе не праздник «весны, любви и красоты». Исторически это день солидарности женщин в борьбе за эмансипацию и равные с мужчинами права. Так что сегодня мы расскажем про то кино, что на самом деле стоит посмотреть 8 марта. Ну, или в любой другой день этих длинных выходных. Это не розовенький, отливающий перламутром "список лучших фильмов для женщин". Это рецензии на картины О женщинах - сильных, дерзких, революционно настроенных, не боящихся менять наш довольно-таки консервативный мир к лучшему. Способы для этого они используют разные, - ну, так и да здравствует разнообразие!

ИСТОКИ.
Для начала полезно вспомнить, как всё начиналось, за какие такие права дамочки боролись и почему им не сиделось спокойно на мягких диванах, шелестя складками изысканных атласных платьев. (Именно так многие представляют будни типичной женщины столетней давности) Увидеть, чем они, собственно, были недовольны в те благословенные времена, когда от женщины якобы требовалось быть лишь "женой и матерью"!

b78c176ed4a849922dbb4ccf720b45a0.jpg
"Суфражистка", 2015 (режиссер Сара Гаврон) ставит "женский вопрос" на ребро.

"Суфражистка" -  душераздирающая лента об участницах британского движения за предоставление женщинам избирательных прав. В картине задействован вполне себе звездный состав: Кэри Маллиган, Хелена Бонем Картер, Мерил Стрип, Брендон Глисом. Сюжет таков: 24-летняя Мауд работает в прачечной больше половины жизни. Делает какую-никакую карьеру: в 17 лет становится главной прачкой, в 20 - бригадиром («Вы молоды для такой должности". – "Женщины-прачки долго не живут». Производство-то вредное). Ее собственная мать погибла юной, обварившись кипятком. Мауд работает больше мужа, а получает меньше. Она не бунтарь по натуре, и замешанной в революционное движение оказывается по случайности. «У меня хороший работодатель», - бормочет она, хотя видит, что тот груб, несправедлив и домогается к детям (как и к самой Мауд в ее 12). Даже оказавшись в тюрьме, твердит: «Я не суфражистка».

3475aebf588e07e05adc8f4a2549f70b.jpg

Ведь бунтовать - «это недостойно». Так некрасиво! Так скандально! Всё меняется, когда Мауд теряет сына - по закону она не имеет на него никаких прав, зато отец, если захочет, может отдать его хоть на усыновление. "Я всю жизнь была почтительна и делала то, что требовали мужчины", - негодует Мауд: ей больше нечего терять. Она готова доказывать, что не является "пустым местом" вместе с суфражистками, перерезающими телеграфные провода, бьющим витрины, поджигающим почтовые ящики. Это и впрямь скандально (и некрасиво, чего уж там!), но 50 лет мирного обивания порогов приводило лишь к тому, что их били, высмеивали и игнорировали. "Язык войны" оказался доходчивей. В 1918 году в Британии избирательные права получили некоторые женщины старше 30, в 1925-м признали права матерей на своих детей, в 1928-м голосовать могли уже все.
В конце фильма по экрану бежит поучительный список, рассказывающий, в каких годах избирательные права получили женщины разных стран. 1893 год - Новая Зеландия, 1917 - Россия (одна из первых!), 1920 - США, 1971 (!) - Швейцария, 2003 - Катар, 2015 - Саудовская Аравия пообещала своим женщинам такую возможность.

И еще 6 сильных киноженщин, покоривших "неженские" отрасли:

c5c4d7aaea96cbf51db3ba4d30a5a856.jpg
"Гусарская баллада", 1962 (Эльдар Рязанов)

1. АРМИЯ.
«Гусарская баллада» 62-го года – экранизация пьесы Гладкова «Давным-давно». Всенародно любимый приключенческий мюзикл Рязанова, снятый к годовщине Бородина, прежде всего подарил отечественной культуре архетип «поручика Ржевского». Но не только его! Усадебное дитя и краса-девица Шурочка (блистательная Лариса Голубкина) предназначалась в жены гуляке-гусару, но в день долгожданного знакомства с суженым в Россию вторглись полчища Наполеона. Воспитанная суворовскими ветеранами девица, недурно фехтующая и умеющая держаться в седле, переодевшись корнетом, присоединяется к действующей армии. И вовсе не в погоне за сомнительным женихом, а чтобы наравне с мужчинами сражаться за Отечество. Фильм не только всколыхнул интерес к Отечественной войне 1812-го, но и вернул популярность условному прототипу героини – кавалерист-девице Надежде Дуровой, оставившей красочные автобиографические «Записки». Образ «хрупкой» девушки, рубящейся с неприятелем, с трудом укладывался в голове у современников. А ведь Дурова была не первой в этом ряду! Еще в русско-турецкой войне 1787-91 годов в офицерский чин был произведен храбрый казак Курточкин, за псевдонимом которого скрывалась уроженка станицы Нагавской Татьяна Маркина.

eddc539c9a15f1de2c4afa3b7117f86a.jpg
«Простая история», 1960 (режиссер Юрий Егоров)

2. КАРЬЕРА как жизненный приоритет.
«Простая история» – мощнейший бенефис Нонны Мордюковой, написанный специально для нее. Энергичная и бескомпромиссная вдова Потапова наводит порядок в родном колхозе, превращая его из захудалой нищей деревеньки в процветающий современный поселок. Это не только «Москва слезам не верит» наоборот, но еще и более-менее история Кхалиси нашей Дейнерис, у которой вместо драконов - мощные дизельные трактора. Всё остальное сходится: непростые отношения с подчиненными, сложности с мужчинами (и с какими - Василий Шукшин! Михаил Ульянов!), проблемы внешней дистанции и внутренней изоляции эффективного лидера, безраздельная ответственность за принятые решения. То, что женщинам в обескровленной войной стране приходится сеять, пахать и командовать не меньше, чем мужчинам, было очевидно и раньше, но чтобы вот так легко можно было взять и отказаться от так долго чаемого личного счастья? А как же любовь?!.. Для легкомысленного кино начала 60-х это было свежо и резко. Коронное «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч, но не орел!» расставляло все точки над i. И становилось понятно: что там колхоз, харизмы этой председательши хватит и реки вспять повернуть!

69e3d498c5b184b53075b03becaaddb3.jpg
"Северная страна", 2005 (режиссер Ники Каро).
Шарлиз Терон на первом плане, Фрэнсис МакДорманд - на заднем. Но роль в фильме играет не последнюю.


3. ШАХТА.
«Северная страна» - психологическая драма, совмещающая элементы производственного романа и камерного «судебного триллера» от новозеландки Ники Каро. Фильм был навеян подробным исследованием Клары Бингам и Лоры Лиди Генгслер, вышедшем в 2002-м в виде книги и посвященным первому в историю групповому иску о сексуальных домогательствах. Мать-одиночка (Шарлиз Терон) вынуждена вернуться в северную Миннесоту к осуждающим ее за несложившийся брак родителям. Друзья («Папа Старк» Шон Бин и звезда Оскара-2018 Фрэнсис МакДорманд) дают ей рекомендацию устроиться в шахту: только там хорошо платят. Привлекательная блондинка так и делает: ей надо кормить детей. Кроме физических трудностей работу сильно усложняет поведение коллег-мужчин. Нежелание потворствовать их приставаниям и издевкам оборачивается тем, что героиню начинают травить фактами ее прошлого. И вот уже весь городок ополчается против «этой гулящей девки». При помощи харизматичного адвоката (Вуди Харрельсон) героиня решает сражаться за свою честь в суде. И самым сложным оказывается уговорить высказаться остальных сотрудниц рудника, давным-давно смирившихся с диким положением вещей.
Рецензия на фильм.

00bd7c51f9b0859136529c3168076ab5.jpg
"Гравитация", 2013 (Альфонс Куарон)

4. КОСМОС.
"Гравитация"
- головокружительный технотриллер от мексиканца Альфонса Куарона (один из семи «Оскаров» фильма достался ему как режиссеру). По словам создателей картины, бюджета ее вполне могло бы хватить на организацию полноценного космического полета. И выглядит всё и впрямь очень реалистично. Астронавтка Стоун (Сандра Буллок) вместе с бывалым напарником (Джордж Клуни) теряют свой корабль-челнок из-за столкновения с космическим мусором (виноваты, понятно, русские). Единственный путь к спасению – на ракетных ранцах добраться до уже эвакуированной МКС, а оттуда, на «Союзе» (понятно, нашем) – к китайской станции, где пристыкован китайский аппарат «Шэньчжоу» (срисованный с нашего же «Союза»). Маршрут этот потребует от героини не только неимоверных физических усилий, храбрости и быстрых нестандартных решений, но и мобилизации всех знаний о том, как работает техника космических партнеров. ""Гравитация" - это не только остроумная история о важности международного сотрудничества на орбите, не просто парад вау-спецэффектов и актерский бенефис Буллок, до которого ей доставались, в основном, роли в дурацких комедиях. Еще это философская история о сильной женщине, оказавшийся наедине с Космосом (уж куда к нему ближе? Вот он – вокруг, за тканью скафандра и забралом гермошлема) и вступившей в поединок со стихией, об освоении которой человечество пока только грезит. Спасибо фильму, что он напоминает нам об этой прекрасной мечте и о существовании невероятных женщин – как у них, в НАСА, так и у нас, в Роскосмосе.

5e10d57575d7767b1bbb4a99de84d45e.jpg
"Солдат Джейн", 1997 (Ридли Скотт)

5. СПЕЦНАЗ.
«Солдат Джейн»
- экшн-драма Ридли Скотта. Для того, чтобы укрепить политическую платформу женщины-сенатора, молоденькая лейтенант ВМС (Деми Мур) переводится в учебку «морских котиков», под начало инструктора-зверя (Вигго Мортенсен с дурацкими усишками). Ей предстоит пройти через жесточайшие испытания, доказать всем, что спецназ – это не только для мужиков, и применить полученные навыки в ходе реальной боевой операции в Ливии. Ридли Скотта всегда привлекали образы сильных женщин, это началось еще с «Чужого», где Сигурни Уивер противостояла инопланетному злу. Он развивал этот дискурс в роуд-стори про подружек-преступниц «Тельма и Луиза». Но «Джейн» - настоящая жемчужина в бурной фильмографии маэстро. Фильм из благословенных времен, когда Мур удивляла каждой новой ролью, а Мортенсен вовсе не ассоциировался с Арагорном, до последнего выглядит романом воспитания и яростным феминистским манифестом. И только в момент, когда Мур раскрывает подаренный ей вынесенным из-под огня «чифом» томик стихов Д.Г. Лоренса с вложенным в него Военно-морским крестом, оборачивается вдруг чем-то большим: пронзительной историей несостоявшейся любви.

b04f0222527f895eda8b75172b1bbc4f.jpg
"Битва полов", 2017 (режиссеры Джонатан Дэйтон и Валери Фэрис)

6. ДЕНЬГИ.
«Битва полов»
(Battle of the Sexes) - относительно свежая спортивная драма от разнополого режиссерского дуэта Джонатан Дэйтон и Валери Фэрис («Маленькая мисс Счастье», «Руби Спаркс»), основанная на реальных событиях.
В 1973-м спортсменка Билли Джин Кинг, борец за равные права женщин и мужчин в спорте, выступила не менее решительно, чем суфражистки за сотню лет до нее. Правда, в ее руке была не бомба, а теннисная ракетка - и ту даже поджигать не потребовалось. Вот он, яркий пример того, что времена меняются, и одновременно демонстрация того, что меняются не слишком быстро.  
Хлопнув дверью, Кинг ушла из теннисной ассоциации, предлагавшей спортсменкам грошовые призовые ("Женский теннис не так зрелищен, как мужской, это все знают") и инициировала создание Всемирной женской теннисной ассоциации (WTA), в которой женщинам платили честно. Затем она отозвалась на призыв бывшей первой ракетки мира Бобби Риггса, вызвавшегося за 100 тысяч долларов доказать, что никогда женщине не обыграть мужчину. И - размазала того по корту со счетом 6-4, 6-3, 6-3. Непочтительно обошлась со старичком, прямо скажем: ему было 55, а ей всего 29. Ну, а чего он сам начал-то?.. Матч собрал у экранов 50 млн американцев. В фильме соперников сыграли неузнаваемая в уродливых очках Эмма Стоун и звезда комедий Стив Кэрелл. Он бросил вызов, она изменила историю. Girl power!

С праздником, отчаянные и деятельные, дерзкие и инициативные, сильные и решительные, способные на всё! Сегодня наш день. Вперед, переворачивать историю и мир!))


Шарлиз Терон против сексуального насилия
Сильная женщина Фрида
Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак
Милдред Хейз против всех
Здоровый свет