НА ФОРУМАХ
160
2
98
3
87
2

Клубы : КиноКлуб

Рубеж: самый необычный фильм о войне

Рубрика "Кино на выходные"

Есть предложение: один из вечеров в эти выходные провести за просмотром фильма "Рубеж" c Павлом Прилучным. Существует сразу несколько причин, по которым стоит это сделать.
Во-первых, из патриотизма: это нестыдный отечественный фильм (будем честны, не так их и много). Во-вторых... из патриотизма: это кино о Великой Отечественой, а до 9 мая осталось всего-то ничего. В-третьих, из патриотизма, да: его похвалил Сам... (впрочем, об этом чуть позже). Ну, а в-четвертых, в главной роли - один из главных секс-символов нового российского кино (Прилучный, да). А нас, в конце концов, женский сайт! Так что этот аргумент, возможно, даже поувесистее трех первых.

f0cd70d58c1ff939b7b01d648b13c8f0.jpeg

«Рубеж» - фантастическая драма режиссера Дмитрия Тюрина 2018-го года.
Тюрин – режиссер разноплановый, пять лет назад он снял «Жажду» - серьезную драму про ветеранов чеченской войны. Потом – "социальный" ромком «Любовь с ограничениями», где, кстати, тоже работал с Прилучным. И вот, наконец, новинка - хроноопера "Рубеж".  
Кино у Тюрина получилось неоднозначным, но ярким, сочетающим традиционализм с экспериментальностью.

Немного про жанр "попаданчества":
В книжной отечественной фантастике не первый год держится спрос на так называемое «попаданчество» - истории про современников, по каким-то причинам (зачастую, вообще не объясняющимся) попадающих в прошлое. Там они пытаются переписать историю, ну, или просто уцелеть в губительных вихрях минувших эпох. Самым популярным направлением подобного  «туризма» являются, конечно, события Великой Отечественной войны.
Было бы странно, если бы бешеная популярность жанра не перекинулась и на кинематограф. Знаковым фильмом в этом смысле стал вышедший в 2008-м году фильм «Мы из будущего» Малюкова, и нельзя не упомянуть, что Александр Шевцов, соавтор сценария к нему, написал и «Рубеж». И почерк его как-то сразу узнается.

4537225437ffc6b9204c375cbc9d8c7c.jpeg

Сюжет "Рубежа": молодой, но циничный-наглый-беспринципный бизнесмен Михаил Николаевич Шуров (Павел Прилучный) приезжает разобраться с парочкой юных следопытов, перекрывших доступ его технике к песчаному карьеру.  Они, видите ли, ведут там важные археологические раскопки. Одна из "землероек" - девушка. Симпатичная! И Михаил ей нравится. Но Шуров не верит в любовь, считая ее  слабостью.
В момент обрушения блиндажа (привет, "Мы из будущего"!) он попадает прямиком в мясорубку «Невского пятачка» - важнейшего левобережного плацдарма в боях за Ленинград в 1941-42 годах. Никто из защитников не видит гостя, а в руке его зачем-то - скоба, вырванная им из бревна там, в будущем...
Это жжж... то есть, скоба оказывается, конечно, не случайной. Герою предстоит еще немало поскакать туда-сюда из прошлого в настоящее и обратно. И «проводниками» между измерениями будут выступать предметы, связанные, как выяснится позднее, с собственной семейной историей Михаила. Конечно, в прошлой жизни он никогда ею особо не интересовался. Его и отец-детдомовец всегда учил: "Нет у нас родственников, и не нужны они нам".
Воочию понаблюдав за событиями, в которых участвовали его деды и прадеды, выжига-современник шаг за шагом меняет устоявшиеся взгляды на мир.

d98a33bb759b719575b7eb4f2d38deb2.jpeg

Премьеру фильма приурочили к 75-летию прорыва Блокады, и одним из первых зрителей, вместе с ветеранами и поисковиками, стал сам Президент России.
Он оставил о картине благожелательный отзыв, сказав, что фильм попадает туда, куда целились создатели – «прямо в сердце». После такой рецензии мы, на месте создателей картины, уже не обращали бы внимания на неизбежные придирки критиков.
Отечественной кинофантастике вообще, как правило, не везет с рецензиями (и не без причин!).
В «Рубеже», на самом деле, тоже много к чему можно придраться, но, надо признаться, не особо хочется.

8ec695c6829549e418a6a9930629b775.jpeg

Большой бедой отечественных блокбастеров является традиционно неудачный кастинг.
В "Рубеже" с этим полный порядок: Прилучный, в ходе съемок осуществивший ряд действительно рискованных трюков, неизменно органичен в амплуа самоуверенного мегаполисного ловкача. Его герои - не зубастые акулы девяностых и не офисный планктон нулевых, а какая-то новая ступень эволюции.
В качестве антагониста-противника Прилучного выступает Сергей Чирков, что весьма остроумно: в геймерской дилогии «На игре», принесшей успех обоим актерам, все было ровным счетом наоборот.
Вундеркинд Семен Трескунов, «хороший мальчик», тут предстает еще более хорошим мальчиком, хотя и рановато созревшим (сын в 16 лет - нууу...).
В эпизодах задействована масса талантливых артистов в спектре от Елены Лядовой и Станислава Дужникова до Татьяны Васильевой и Игоря Скляра.

f14a50b6484f5f3e1267b84a3d391ddc.jpeg

Больше всего сомнений вызывает главное визуальное решение картины, на которое, видимо, ушла основная часть впечатляющих 300 миллионов бюджета.
При переходе героя в «военное» измерение весь окружающий его мир выглядит как Индия в последние дни традиционного фестиваля красок «Холи», участники которого осыпают друг друга цветным порошком и обливают краской. Танки, окопы, солдатские каски и шинели для подчеркивания сюрреалистического эффекта щедро напитаны яркими красками в ван-гоговском спектре - от апельсиново-оранжевого до ярчайшей бирюзы.
Кроме того, вдохновившись популярными в Сети фотомонтажными подборками «сейчас и во время войны», создатели попытались совместить питерские виды разных времен, введя в контекст повествования особые фантастические сущности – «вихри», преследующие героя. Сделано все это очень старательно, но производит несколько избыточный, а порой исключительно «вырвиглазный» эффект.
Но, во всяком случае, такого военного кино мы еще точно не видели!

4fea3d3587836ea57c3103bdf99cdac5.jpeg

Почему же не хочется ругать этот далеко не безупречный фильм?
Потому что создатели «Рубежа» не ограничились смелыми упражнениями с «визуалкой», а искренне попытались сделать фильм про самые важные вещи на свете – фокусы человеческой памяти и воспитательную силу любви.
В фильме сполна хватает как красочности и экшна для привлечения молодежи, так и попыток ухватить «ощущение времени» для тех, кто постарше.
И особенно хочется верить в то, что сработает главный мессидж авторов – про поколенческую эстафету.
Что юным зрителям, как и герою Прилучного, захочется оглянуться назад. Расспросить пожилых родственников о своих корнях и истоках. Переснять на айфон фотографии из запыленных семейных альбомов, а, может, даже поднять архивные документы, касающиеся истории рода.

8f975d0989737c6bb0b4d1192872d208.jpeg


5 лучших книг о войне
10 лучших фильмов про защитников Отечества
Список лучших фильмов о решительных женщинах
Здоровый свет