Если кто-то отправится на этот фильм в поисках духовноподъемного зрелища а-ля "Движение вверх" или "Легенды №17", он сильно просчитается. "Тоня против всех" история совсем иного толка.
Ах,Тоня-Тоня-Тонечка, с ней случай был такой...
Режиссер Крейг Гиллеспи, певец «белого мусора», давно и пристально изучает зло, скрывающееся в маленьких городках.
В его картине «Мистер Вудкок» 2007 года успешный писатель с лицом Стифлера из «Американского пирога» возвращается на малую Родину. А там его мама (Сьюзен Сарандон) вышла замуж за его школьного тренера (Билли Боб Торнтон), который мучил его все детство. В «Ларсе и настоящей девушке», тоже 2007-го, усатый и некрасиво одетый провинциал Райан Гослинг, вызывая возмущение соседей, заводит роман с резиновой женщиной. В «Ночи страха» 2011-го Антон Ельчин изображает подростка из маленького городка, разоблачающего мужланистого соседа-строителя (Колин Фарелл), который оказывается самым натуральным упырем.
В 2017-м Крейг Гиллепси обратился к важной для любого американца теме – скандалу 1994 года, когда суперфигуристку Тоню Хардинг отлучили от спорта за то, что она инициировала нападение на свою главную конкурентку Нэнси Керриган. Вроде бы инициировала. А может, была к злодейству не причастна и не сообщила о нем в полицию исключительно от страха за свою жизнь. Доподлинно до сих пор так ничего и не известно.
Тоня прыгала, как никто, но у нее вечно было всё не слава богу.
Опоздания, исчезновения, не вовремя расстегнувшиеся костюмы...
На одном из турниров она прервала выступление жалобой на
болтающийся конек. На Олимпиаде-84 причиной остановки стал
внезапно порвавшийся шнурок. Случайность или месть за Нэнси?..
Костюмеры поработали на славу: костюмы Марго Робби полностью идентичны
тем, что были у настоящей Тони.
Тоня Хардинг - легенда спорта. Вторая женщина в истории (и первая из американок), выполнившая сложнейший прыжок - тройной аксель - на соревнованиях. Но легенда не слишком вдохновляющая.
На 1991-й год пришелся пик Тониной карьеры. Спортсменка была тогда неподражаема, она была лучше всех, хотя все равно не нравилась Америке: не красивая, не благополучная, не блестящая. Не тянет на "лицо страны". Позже начался спад: Хардинг больше ни разу не смогла выполнить свой коронный номер - тройной аксель - на соревнованиях. Она перестала быть №1. С этим нужно было что-то делать?.. Во время чемпионата США 1994 г. Тонин бывший муж Джефф Гиллоули при помощи двух сообщников устроил нападение на Тонину ближайшую соперницу Нэнси Кэрриган.
Удар полицейской дубинкой не сломал, а лишь ушиб ногу Нэнси, но та все равно выбыла из соревнований на национальное первенство. Тоня выиграла чемпионат.
В Олимпийскую сборную попали обе спортсменки. Кэрриган привезла из Лиллихамера серебро, а Хардинг стала лишь восьмой (золото получила Оксана Баюл). Впрочем, мировую прессу больше интересовала не сама Олимпиада, а то, причастна ли Тоня к нападению на Нэнси. Она отделалась "малой кровью". Джефф Гиллоули и два его сообщника попали в тюрьму, Хардинг же получила условный срок. Но ее лишили звания чемпионки США 1994 г. и запретили делать то единственное, чем она жила, - выступать на льду.
Все персонажи фильма "Тоня против всех" ужасно похожи на своих прототипов.
Все, кроме главной героини. Глядя на элегантную Марго Робби, не очень-то
веришь, что перед нами необразованная жертва классового неравенства и
домашнего насилия. Реальной Тоне судьи постоянно занижали оценки как
раз за отсутствие утонченности и стиля.
Вот эту историю и пересказывает нам Гиллеспи. "Тоня против всех" - это якобы документальная (большую часть времени герои напрямую обращаются к зрителю, выступая с самооправдательными - и одновременно дико самообличительными - монологами) якобы черная якобы комедия, в которой нет правых и виноватых.
В ней никто не плох безоговорочно и никто не хорош в достаточной степени. Все герои до единого лгут и притворяются. У каждого - собственная версия событий. Чтобы разобраться, что же произошло на самом деле, остро не хватает агентов Малдера и Скалли. А пока… Истина по-прежнему где-то рядом. Одно ясно: в киношных маленьких американских городках неизменно вызревает зло.
Блистательная Эллисон Дженни (грубая бессердечная мать Тони) номинирована
на "Оскар"-2018 как лучшая актриса второго плана. "Золотой глобус" у нее
уже есть. (Еще одна Оскаровская номинация у фильма - за лучший монтаж).
Мама Тони (Эллисон Дженни) в чудовищности типажа могла бы составить конкуренцию вампиру Колину Фареллу. Бывший муж Тони, скандалист и задира (Себастиан Стэн) и его приятель-телохранитель, толстяк, живущий с родителями и уверяющий всех, что он крутой спецагент (Пол Уолтер Хаузер) – типажи нарочито придурочные, сродни вот тому Стифлеру из «Пирога» и в то же время безумному тренеру Торнтону.
Что же касается главной героини, то 27-летней Робби приходится изображать женщину, которая все время врет. Причем, врет плохо. И зрителю совсем непросто разгадать: то ли талантище Марго идеально передает образ неловкой притворщицы, то ли ей и напрягаться-то не приходится. Специфика материала такова, что возможны оба варианта.
Предыдущие же роли Марго мало, что могут сказать о ее актерских данных. До "Тони" ее звали играть в основном "красивую мебель": то холеную холодную жену Ди Каприо в "Волке с Уолл-стрит", то бандитку-истеричку Харли Квинн из кинокомикса "Отряд самоубийц"... Эффектные (очень эффектные!) образы, минимум возможностей блеснуть драматическим талантом.
Киноакадемики, впрочем, в актерском таланте Робби не сомневаются и номинировали Марго на "Оскар" за лучшую женскую роль.
А что в итоге случилось с реальной Тоней Хардинг после разлучения со льдом? Нет, она не пропала, как случилось бы с личностью чуть более слабой. Занялась профессиональным боксом, еще два раза ходила замуж и в 41 год родила первенца. Ее не назовешь образцом для подражания (не делайте, как Тоня!), но фраза "сильная женщина" - это про нее. Ей бы еще ума, воспитания, того, что называется "хорошим происхождением", и она бы покорила мир. А так - нет, не покорила, но зато ее сыграла Марго Робби.
Другие номинанты на Оскар:
"Леди Бёрд": Ну, ты и Птица!
"Три билборда": Милдред Хейз против всех
Фильмы о спорте:
"Тренер" на "Льду"
"Движение вверх": одна на всех, мы за ценой не постоим
"Битва полов": Не на жизнь, а на деньги