НА ФОРУМАХ
171
2
178
2
193
1

Клубы : КиноКлуб

9 фильмов об абьюзерах

"Люблю тебя до смерти", - обычная фраза из репертуара влюбленных. К сожалению, порой она означает следующее: так люблю, что жизни тебе не дам. Убить, скорее всего, не убью, но помучаю от души; буду вести себя так чудовищно, как смогу - вот как сильны мои чувства! (И скучающие окружающие поддакивают восхищенно: "Вот это стрррасть!") Представляем вам 9 фильмов о людях, путающих любовь с зависимостью и невротическим желанием обладать любой ценой. Иными словами, 9 фильмов об абьюзерах, сталкерах и прочих токсичных "влюбленных".
Поехали? От "легких" случаев - к более тяжелым.

68bf995eaa700b4c76591c74f2961c82.jpg
«Дело в тебе» (Кэт Коеро, 2013)

1. "Дело в тебе" – молодой нью-йоркский писатель (Джастин Лонг) западает на симпатичную баристу по прозвищу Птичка (Эван Рэйчел Вуд). Как завоевать девушку, возможно, пригласить на свидание и узнать поближе? Хотя... да не, глупость какая-то! Из этого могут ненароком выйти здоровые отношения, а нам такое не годится. Писатель выбирает другой путь: сталкерство и притворство. Используя список интересов Птички в Фейсбуке как руководство к действию, парень решает изобразить героя ее романа. Чтобы не выдать себя с потрохами, он одновременно учится готовке, скалолазанию и дзюдо (которое на поверку оказывается вовсе не любимым видом спорта девушки, а кличкой ее собаки) и даже добивается известных успехов. Потом, как положено в ромкомах, писатель оказывается жертвой собственной интриги. Дополнительную пикантность ситуации придает то, что всё происходящее герой документирует в своем ноутбуке. А принеся готовую автобиографическую рукопись издателям, слышит восхищенное: ишь, какого знатного м*дака ты прописал в своем романе, умеешь же!

40130a0e1b197776ca9beacd45a2b9b6.png
«Сусана, ты меня убиваешь» (Роберто Снейдер, 2016)

2. «Сусана, ты меня убиваешь» – неудачливый, но очень самоуверенный мексиканский актер Элихио (Гаэль Гарсиа Берналь) так замучил жену-писательницу (Вероника Эчеги) контролем, инфантильностью и изменами, что та сбегает от него в Айову, США. Элихио продает машину, чтоб купить билет на самолет, и пускается в погоню. Он не понимает: как это так – Сусана решила начать жить собственной жизнью, работать над книгой, встречаться с другим мужчиной (тоже не слишком ее понимающим, но зато крупнее щупленького актера раза в три)? Да, в Мексике он не ставил ее ни в грош, но она же ЕГО жена.  В своем желании вернуть взбунтовавшуюся супругу Элихио не остановится ни перед шпионажем, ни перед прямыми угрозами, ни перед шантажом.  Тут без спойлера не обойтись, так что, если не хотите знать, чем история закончилась, переходите к следующему абзацу.  А финал тут неоднозначный. С точки зрения мелодрамы, он «хеппи»: с честью отбив все подачи мужа, Сусана внезапно возвращается к нему сама. Ура-ура, любовь все побеждает! Но прекратит ли мексиканский мачо ей изменять? Начнет ли видеть в ней самостоятельную личность? Да вряд ли. Ох, Сусана.

a6f3d1049a2d51512219f6ebe97ae3ad.jpg
«Убей меня нежно» (Чэнь Кайгэ, 2002)

3. «Убей меня нежно» – не слишком высокохудожественная, но поучительная экранизация хорошего и жуткого триллера Никки Френч с тем же названием. Американка Элис (Хизер Грэм) случайно знакомится на лондонской улице с мужественным альпинистом Адамом (Джозеф Файнс), открывшим для блондиночки новый мир. На манер мистера Грея из более знаменитых "50 оттенков серого" он будит в ней дремавшую сексуальность. После свадьбы довольно быстро окажется, что плечистый красавчик с коровьими глазами - современная реинкарнация Синей Бороды.
И - снова спойлеры (проматывайте или не говорите, что вас не предупредили): волей случая Элис удастся вырваться из этих отношений, но в финальных кадрах на ее глупеньком потерянном лице будет написано: как только девушка встретит еще более опасного и неподходящего мужчину,  она с радостью падет в его объятья.  А до тех пор в голове ее будет звучать: "Не проходит и дня, чтобы я не вспоминала о той страсти. Она так ослепила меня, что я не смогла подобрать ключика к его прошлому".  Ох, Элис! Фильм так плох, что хорош: очень рекомендую.

44f1b2ccfea32a7d3542cc47087e8030.jpg
«Газовый свет» (Джордж Кьюкор, 1944)

4. «Газовый свет» – экранизация пьесы Патрика Гамильтона «Улица ангела», давшая название такому явлению как газлайтинг. И одновременно - инструкция по тому, как свести жену с ума. Причем, не в переносном смысле. Пола, племянница оперной дивы в отрочестве становится свидетельницей убийства знаменитой тетки (Ингрид Бергман). Даром это для девичьей психики не проходит: подросшую героиню хочется охарактеризовать как "красивая, но какая-то малохольная". Пола учится петь, но, влюбившись, тут же бросает "любимую музыку": в ее сердце есть место лишь для одной страсти. Она выходит замуж за практически незнакомого человека (Шарль Буайе) и переезжает с ним шикарный и мрачный тетушкин особняк. Муж быстро перестает быть таким милым, как раньше, часто отлучается, а в доме творится что-то странное. Тухнет освещение в газовых рожках, раздаются странные звуки, вещи исчезают с привычных мест. Ни прислуге, ни соседям до мучений Полы нет дела, а супруг только рад подтвердить, что его жена нездорова... да-да, головушкой больна. Малахольная! И единственный, кто может спасти принцессу от дракона – заезжий рыцарь. Тот быстро обнаруживается в лице излишне любопытного полицейского инспектора. Ведь принцесса хоть и "малахольная какая-то", но очень, очень красива.

0a5fc67b753f73f06d38248772914179.jpg
«Большая маленькая ложь» (Дэвид Э. Келли, 2017)

5. «Большая маленькая ложь» — 7-серийная ТВ-экранизация одноименного романа Лианы Мориарти. На благотворительном балу, устроенном родительским комитетом школы в провинциальном, но очень благопристойном калифорнийском городке, происходит жестокое убийство. Кто, кого и, главное, за что убил, мы узнаем лишь в финале. Сериал любопытен тем, что выводит сразу пять ярких героинь из разных слоев общества и с разными жизненными ценностями. Для нашего обзора интереснее всех экс-крутая адвокатесса, а ныне отчаявшаяся домохозяйка Селеста Райт, примерная жена молодого страстного Перри (блестящий дуэт Николь Кидман и Александра Скарсгарда). Закрывшись в своем особняке от любопытных взглядов соседей, эти двое очень красивых и успешных людей являют собой образец настолько больных отношений, что они кажутся редкостью даже по меркам современного кинематографа - с его-то страстью к социальной психологии и животным инстинктам. Отношения Райтов - доходчивый ответ на вопрос: "Почему эти глупые жертвы не уходят от примитивных скотов-абьюзеров?". Во-первых, не обязательно глупые. Во-вторых, не от таких уж и примитивных. В третьих - ну, вы Скарсгарда видели?..  Ох, девочки. Ох, Селеста.

531e66cdcebd9daac51de4ce2f79051a.jpg
«Трамвай «Желание» (Элиа Казан, 1951)

6. «Трамвай «Желание» – у одноименной пьесы Теннесси Уильямса было несколько экранизаций, но культовой стала именно эта. Она и впрямь великолепна. Сюжет, прочем, одинаков везде: оставшись без работы, денег и дома, учительница английского Бланш ДюБуа (великая Вивьен Ли, которую эта роль довела до маниакальной депрессии), тонкая и чувствительная натура, приезжает к сестре Стелле. Та живет в трущобах Нового Орлеана с брутальным красавцем-мужем, работягой и хамом (первая по-настоящему «звездная роль» Марлона Брандо). Бланш, выросшая "в доме с колоннами", попадает в настоящий ад на земле, как будто бы созданный специально для нее. Социальные контрасты, морально-нравственные пропасти... Бланш не понимает, как ее родная сестра может любить Стэнли Ковальски, это грубое примитивное животное, у которого нет других достоинств, кроме крепких мускулов и хищной улыбки? Увы, и не такое случается с людьми, которых переехал трамвай под названием "Желание".

9d90b3c3f44966e1a08398c6bad8bdf7.jpg
«Жестокий романс» (Эльдар Рязанов, 1984)

7. "Жестокий романс" - уже ставшая классикой экранизация «Бесприданницы» Александра Островского. Самоуверенная девица на выданье Лариса Дмитриевна (молодая и очень красивая Лариса Гузеева) умело лавирует между многочисленными ухажерами –  бесхребетным чиновником (Мягков), страшно богатым купцом (Петренко) и дьявольски привлекательным судовладельцем (Михалков). В каждом из них есть что-то по-своему чудовищное, и ни один, включая лукавого друга Ларисиного детства (Проскурин), не видит в ней человека. Она для них - вещь, дорогой бриллиант, нуждающийся в оправе. С самого начала, фактически по законам триллера, возникает чувство, что героиня несколько переоценивает свои силы и вот-вот потеряет контроль над зверинцем.

cb63e73976e08d714bbea099e64bf47c.jpg
«Исчезнувшая» (Дэвид Финчер, 2014)

8. «Исчезнувшая» - накануне «деревянной свадьбы» провинциальный преподаватель литературы (Бен Аффлек) приходит домой и не обнаруживает там жены, всеамериканской селебрити и живого прототипа культовой серии детских книг (Розамунд Пайк). Зато находит разбитый журнальный столик. Приехавшая по вызову полиция найдет на кухне наспех замытые пятна крови, загадочное письмо в бельевом ящике и еще много интересного. Вскроются не слишком приятные факты из жизни "скорбящего супруга": он не просто изменял "любимой", женщине с блестящим образованием, увезенной им в глушь, в Миссури, где ей и поговорить-то было не с кем. Он заставлял ее чувствовать себя бесконечно несчастной. Да что там, он даже толком ее не знал.
Как обычно в фильмах Финчера, многоходовые комбинации героев настолько сложны, что ближе к концу в них путаются не только зрители, но и сами персонажи. А главный вопрос таков: кто же в этой семье главное чудовище, кто абьюзер №1 – муж? Жена? Или оба друг друга стоят?.. На заднем плане маячат родители героини, которых, впрочем, никто ни в чем не обвиняет.  Ну, не любили дочь, использовали в хвост и в гриву, ну, сломали ей самооценку и психику.  Дело-то житейское. Бывает!

e7eea4147dc548dc5af829061aacb115.png
«Берлинский синдром» (Кейт Шортланд, 2017)

9. "Берлинский синдром" – героиня этого камерного фильма - легкомысленная австралийская путешественница-фотограф Клэр (Тереза Палмер), тусующаяся в Берлине. Накануне отъезда девушка случайно знакомится с приятным немецким парнем Энди (Макс Римельт, известный многим по сериалу "8 чувство").  Обнаруживает с ним много общих интересов и в итоге проводит чудесную ночь в его обшарпанной квартире на окраине. "Хотела бы я остаться", - говорит Клэр. А наутро выясняется, что квартира заперта снаружи, ключей новый бойфренд оставить и не подумал, а двойные стекла на окнах как-то очень кстати не пропускают никаких звуков. О, так это ж триллер! Триллер, да. Но при этом - "портрет" типичных абьюзивных отношений. Герой очень добрый и совсем не похож на маньяка. Ну да, иногда он бьет девушку и привязывает к кровати, но в остальное время очень ее любит, носит цветы-подарки и хочет совсем немного - чтобы она стала "нормальной". Перестала пытаться его убить или, там, сбежать, спокойно сидела дома, варила обед, ждала своего мужчину с работы. В абьюзивных отношениях - ровно всё то же самое, только роль армированных окон и запертой двери исполняют психологическая зависимость, неугасшая влюбленность, воспоминания о счастливом прошлом, общие дети, страх перемен, неуверенность в себе. То, что не дает "просто встать и уйти". То, что делает побег на свободу таким трудным. Но если у Клэр получилось, шанс есть у других.    


7 наивных вопросов об абьюзе и абьюзерах
7 книг, которые помогут понять мужчину
Шарлиз Терон против сексуального насилия
Здоровый свет