Родерик Импи Му́рчисон был учёный геолог и путешественник, впервые описавший и исследовавший силурийский, девонский и пермский геологические периоды. Он служил в британской армии, сражался с войсками Наполеона. а выйдя в отставку занялся изучением геологии. В 1840 году по приглашению Императорской Санкт-Петербургской академии наук прибыл с группой в Российскую империю для проведения геологических изысканий. Пять лет он провёл в России. хорошо изучив не только её местность, но и народ. Те выводы. которые он сделал, были плодом его многочисленных наблюдений за положением народов Сибири. Летом 1845 г. в Санкт-Петербурге Мурчисон и Вернейль лично передали свой труд Николаю I. Император оценил работу – все участники экспедиции стали членами Императорской Санкт-Петербургской академии наук. После кончины британского геолога спутник его путешествий по России Н.И. Кокшаров отметил, что Р. Мурчисон «постоянно сохранял чувства искренней приязни и благодарности к стране, в которой он встретил полное радушие и гостеприимство»
Сегодня о боях на Украине из всех утюгов несётся - оккупация, агрессия, захват и т. д. Да, оккупация, захват, порабощение, но...в стиле русского колониализма, о котором отлично сказал британский геолог. Кстати сказать, как и сегодня. не он один был против вступления Британии в войну против Российской империи. Многие считали. что вступать в этот конфликт не следует, потому. что ничего хорошего Британии это не принесёт. И в итоге они оказались правы! Британская корона не решила ни одну из поставленных в этой войне задач. Военные неудачи стали причиной ухода в отставку британского правительства Абердина, которого на его посту заменил Пальмерстон. Обнаружилась порочность официальной системы продажи офицерских чинов за деньги, сохранившаяся в британской армии со средневековых времён. Британские вооружённые силы потеряли более 3500 человек погибшими и умершими от ран. но от болезней умерло более 17 000 человек. Казне война обошлась в 74 230 468 фунтов стерлингов.
Чтобы понять, что такое русский колониализм, необходимо понять. что такое колониализм вообще. Это система господства группы развитых государств и стран (метрополий) над остальным миром в XVI—XX веках. Колониальная политика предусматривает завоевания и зачастую эксплуатацию военными, политическими и экономическими методами народов, стран и территорий преимущественно с инонациональным населением, как правило, экономически менее развитых. Предпосылки колониализма зародились в эпоху Великих географических открытий, когда Испания основала в Новом Свете первые колонии. В порабощённых странах колониальная политика вызывала разрушение производительных сил, задерживала экономическое и политическое развитие этих стран, приводила к разграблению огромных районов и истреблению целых народов. Колонии экономически тесно связываются с метрополиями, превращаются в их аграрно-сырьевые придатки, в рынки сбыта промышленной продукции и источники сырья для растущей капиталистической промышленности метрополий.
С российской колонизацией все обстояло совершенно иначе. Россия, покоряя территории Сибири и Дальнего Востока, Прибалтики и Крыма, Кавказа и Средней Азии, стремилась интегрировать эти земли в орбиту не только российской экономики, но и российской цивилизации. Конечно, и здесь колонизация также сопровождалась войнами, насилием, человеческими жертвами. Но все же отличия ее от колонизации европейского типа очень существенны. Можно возразить, что народы Сибири и Дальнего Востока, а также некоторые народы Поволжья подверглись насильственной или полунасильственной христианизации, были русифицированы. Однако нельзя не согласиться с тем, что и Средняя Азия, и Закавказье, и Прибалтика во время вхождения в состав российского государства сохраняли свое культурное своеобразие. Даже при жесткой национальной политике русских царей народам этих регионов жилось несравнимо лучше, чем народам Индии под властью британских колонизаторов, индонезийцам — под властью Нидерландов, а алжирским и тунисским арабам — под властью Франции.
В отличие от европейцев, жизнь которых улучшалась пропорционально росту числа колоний и возможностям их ограбления, основная часть населения Российской империи вряд ли выиграла в экономическом или социальном плане от вхождения в ее состав Закавказья, Средней Азии, Прибалтики. Но зато в перечисленных регионах началось строительство объектов индустриальной инфраструктуры, транспортных коммуникаций, происходило проникновение русской образовательной и научной традиции. Начнем с того, что письменность большинства малых народов России была или еще в дореволюционное, или уже в советское время разработана непосредственно российскими учеными, во многих случаях — при прямой поддержке государственной власти (особенно это касается советского периода отечественной истории, во время которого создание письменности, развитие языков малых народов имело очень большое значение для советской национальной политики). Целые регионы, сотрясавшиеся на протяжении столетий междоусобными войнами и бывшие объектами нападений соседних, более крупных или агрессивных государств и даже племенных образований, после вхождения в состав российского государства «умиротворились» и превратились в стабильно развивающиеся территории.
На специфический характер русской колонизации обращали внимание многие отечественные и зарубежные историки и социологи. По мере укрепления и роста российского государства происходило и расширение того пространства, которое выступало в качестве объекта российской колонизации. Россия расширялась на запад, восток, юг и север. Матвей Любавский, известный историк, шесть лет, с 1911 по 1917 гг. возглавлявший Московский университет, написал очень интересную работу — «Обзор истории русской колонизации». Сам понятие «внутренняя колонизация» имеет несколько трактовок. В XIX-ХХ вв. и российские, и зарубежные историки, политики, философы неоднократно использовали это понятие для обозначения разных процессов. В частности, под «внутренней колонизацией» понималось повторное освоение какой-либо территории нацией или государством, осуществляющими экспансию. С другой стороны, под «внутренней колонизацией» понималось отношение к собственной территории и ее ресурсам как к колонии. В какой-то степени оно было присуще многим государствам. Например, Британия осуществляла фактически колониальную политику в отношении ирландского, шотландского, валлийского населения. Конечно, эта политика была гораздо мягче, чем в Африке или Азии, ирландцы, шотландцы или валлийцы могли служить в британской армии, делать карьеру на государственной службе. Скорее их положение можно было сравнить с положением ряда народов Российской империи, тех же поляков к примеру. Россия занималась «внутренней колонизацией» собственных обширных пространств, что отражалось и в отношении к человеческим ресурсам. Людей не жалели ни царское, ни временное, ни большевистское правительства. Чем эта позиция отлична от колонизаторской политики европейских держав по отношению к народам «мирового Юга» — Африки, Азии, Латинской Америки, Австралии и Океании?
Тем не менее, в целом российская колонизация периферийных земель была значительно мягче европейской. Народы периферийных территорий стремились поскорее интегрировать, включить в орбиту русского цивилизационного влияния, причем часто в ущерб собственно русскому населению. В порядке вещей было премировать татарского мурзу или грузинского князя деревней с русскими крепостными крестьянами. Знать присоединенных территорий, будь то туркменские или азербайджанские ханы, грузинские и армянские аристократы, черкесские князья, польская шляхта, автоматически получали права русского дворянства, возможность служить в российской армии на офицерских должностях. Сложно представить себе в XIX веке ангольца или гвинейца, командующего португальским пехотным полком, или алжирского араба в звании генерала, командующего французской дивизией. В этом и заключалось великое отличие России от европейских колониальных держав — Россия была готова принять все народы, проживавшие на бескрайнем евразийском пространстве, и открывала перед их представителями очень богатые возможности. Интеграционный потенциал еще больше увеличился в советское время. Происходило смешение народов, проживавшие на самой периферии государства этнические группы усваивали русский язык, воспринимали достижения русской культуры. Выходцы из периферийных регионов достигали самых вершин государственной власти. Националистические и сепаратистские настроения, которые уже не одно столетие западные ненавистники России пытаются разжигать среди национальных меньшинств и малых народов, потому и сталкиваются с активным противодействием самих представителей этих национальностей, что очевидна их глубокая чуждость самому характеру русского государства и его национальной политики. Многие народы России именно посредством вхождения в состав великого государства смогли не только реализовать себя и получить всемирную известность, но и сохранили свою национальную и культурную идентичность. Разве был бы у Иосифа Джугашвили шанс возглавить крупнейшее и сильнейшее государство мира, родись и вырасти он в независимой Грузии? И это утверждение справедливо по отношению к тысячам, десяткам тысяч политических и государственных деятелей, военачальников, ученых, деятелей культуры и искусства, которые родились в национальных регионах Российской империи или Советского Союза, но благодаря тому, что их родные земли входили в состав великой державы, добились влияния и известности далеко за пределами проживания собственных народов и этносов.
Россия внесла огромный вклад в освоение и «облагораживание» территорий, которые включались в ее состав на протяжении столетий существования сильного русского государства. Школы, больницы, дороги, фабрики и заводы, высшие учебные заведения открывались на самой периферии Российской империи и Советского Союза. Ни одна колониальная держава никогда не уделяла такого внимания развитию своих колониальных территорий. В советское время развитию среднего и высшего образования в национальных регионах СССР уделялось огромное внимание. Были созданы специальные квоты для представителей республик, их активно набирали практически во все вузы не только в самих республиках, но и в столице и крупнейших городах Советского Союза. В результате довольно быстро удалось сформировать европейски образованную гуманитарную и техническую интеллигенцию коренных народов даже в тех регионах, где она практически отсутствовала до Октябрьской Революции — в Казахстане, республиках Средней Азии, национальных регионах Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа. Разве можно представить себе аналогичную политику у европейских колонизаторов? Да, британцы и французы готовили кадры туземцев для административной или полицейской службы в колониях, но не более того. Лишь отдельные представители туземной знати имели возможность получения образования в Европе, да и то сталкиваясь с многочисленными трудностями и дорогой оплатой за обучение и проживание. В США до середины ХХ века афроамериканцы не имели возможности получения качественного образования.
Огромный импульс в советское время был дан и развитию науки в национальных регионах, тем более, если учитывать, что до 1930-х — 1950-х гг. наука как таковая во многих из них просто отсутствовала. Даже такие направления как сбор фольклора, его изучение и систематизация, разработка национальной письменности, не говоря уже об археологии и истории, получили свое максимальное развитие именно в советский период отечественной истории. При этом, во всех школах Советского Союза изучались произведения наиболее известных и талантливых писателей и поэтов из национальных регионов, приезжали с выступлениями национальные ансамбли, устраивались выставки и дни национальной культуры. Все это — наглядный пример неправоты тенденциозных политиков и историков, ставящих знак равенства между европейской колонизацией Африки, Азии, Америки и Австралии, и российской колонизацией евразийских пространств. 164 года назад английский геолог Родерик Мурчинсон прекрасно понимал, чем отличается российская колонизация от европейской. Так что же мешает понимать эти отличия западным и некоторым отечественным историкам кроме политической ангажированности и ненависти к России? Пусть современная история Украины послужит нам всем хорошим примером того. что даёт ненависть к России и отказ от сотрудничества с ней!
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Летом 1845 г. в Санкт-Петербурге Мурчисон и Вернейль лично передали свой труд Николаю I. Император оценил работу – все участники экспедиции стали членами Императорской Санкт-Петербургской академии наук. После кончины британского геолога спутник его путешествий по России Н.И. Кокшаров отметил, что Р. Мурчисон «постоянно сохранял чувства искренней приязни и благодарности к стране, в которой он встретил полное радушие и гостеприимство»
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Да, оккупация, захват, порабощение, но...в стиле русского колониализма, о котором отлично сказал британский геолог. Кстати сказать, как и сегодня. не он один был против вступления Британии в войну против Российской империи. Многие считали. что вступать в этот конфликт не следует, потому. что ничего хорошего Британии это не принесёт.
И в итоге они оказались правы! Британская корона не решила ни одну из поставленных в этой войне задач. Военные неудачи стали причиной ухода в отставку британского правительства Абердина, которого на его посту заменил Пальмерстон. Обнаружилась порочность официальной системы продажи офицерских чинов за деньги, сохранившаяся в британской армии со средневековых времён. Британские вооружённые силы потеряли более 3500 человек погибшими и умершими от ран. но от болезней умерло более 17 000 человек.
Казне война обошлась в 74 230 468 фунтов стерлингов.
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Колониальная политика предусматривает завоевания и зачастую эксплуатацию военными, политическими и экономическими методами народов, стран и территорий преимущественно с инонациональным населением, как правило, экономически менее развитых. Предпосылки колониализма зародились в эпоху Великих географических открытий, когда Испания основала в Новом Свете первые колонии. В порабощённых странах колониальная политика вызывала разрушение производительных сил, задерживала экономическое и политическое развитие этих стран, приводила к разграблению огромных районов и истреблению целых народов. Колонии экономически тесно связываются с метрополиями, превращаются в их аграрно-сырьевые придатки, в рынки сбыта промышленной продукции и источники сырья для растущей капиталистической промышленности метрополий.
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Сам понятие «внутренняя колонизация» имеет несколько трактовок. В XIX-ХХ вв. и российские, и зарубежные историки, политики, философы неоднократно использовали это понятие для обозначения разных процессов. В частности, под «внутренней колонизацией» понималось повторное освоение какой-либо территории нацией или государством, осуществляющими экспансию. С другой стороны, под «внутренней колонизацией» понималось отношение к собственной территории и ее ресурсам как к колонии. В какой-то степени оно было присуще многим государствам. Например, Британия осуществляла фактически колониальную политику в отношении ирландского, шотландского, валлийского населения. Конечно, эта политика была гораздо мягче, чем в Африке или Азии, ирландцы, шотландцы или валлийцы могли служить в британской армии, делать карьеру на государственной службе. Скорее их положение можно было сравнить с положением ряда народов Российской империи, тех же поляков к примеру.
Россия занималась «внутренней колонизацией» собственных обширных пространств, что отражалось и в отношении к человеческим ресурсам. Людей не жалели ни царское, ни временное, ни большевистское правительства. Чем эта позиция отлична от колонизаторской политики европейских держав по отношению к народам «мирового Юга» — Африки, Азии, Латинской Америки, Австралии и Океании?
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Националистические и сепаратистские настроения, которые уже не одно столетие западные ненавистники России пытаются разжигать среди национальных меньшинств и малых народов, потому и сталкиваются с активным противодействием самих представителей этих национальностей, что очевидна их глубокая чуждость самому характеру русского государства и его национальной политики. Многие народы России именно посредством вхождения в состав великого государства смогли не только реализовать себя и получить всемирную известность, но и сохранили свою национальную и культурную идентичность. Разве был бы у Иосифа Джугашвили шанс возглавить крупнейшее и сильнейшее государство мира, родись и вырасти он в независимой Грузии? И это утверждение справедливо по отношению к тысячам, десяткам тысяч политических и государственных деятелей, военачальников, ученых, деятелей культуры и искусства, которые родились в национальных регионах Российской империи или Советского Союза, но благодаря тому, что их родные земли входили в состав великой державы, добились влияния и известности далеко за пределами проживания собственных народов и этносов.
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
164 года назад английский геолог Родерик Мурчинсон прекрасно понимал, чем отличается российская колонизация от европейской. Так что же мешает понимать эти отличия западным и некоторым отечественным историкам кроме политической ангажированности и ненависти к России?
Пусть современная история Украины послужит нам всем хорошим примером того. что даёт ненависть к России и отказ от сотрудничества с ней!
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать