Комитет по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты РФ и ассоциация «Национальная сеть Глобального договора» подписали соглашение о сотрудничестве. Предшествовало этому заседание, которое транслировалось в режиме онлайн в региональные палаты. Всё это, прежде всего, попытка достучаться до регионального российского бизнеса, чтобы и его представители начали ощущать и понимать выгоду от участия в Глобальном договоре ООН.
Появился он почти 20 лет назад, поначалу задумывался, как экологическая инициатива, но в него вошли и такие позиции, как права человека, противодействие коррупции и трудовые отношения. Сейчас быть участником договора – престижно, это модный тренд. На сегодняшний день в него входят более 13 тысяч компаний из 170 стран. Но вот представительство России в Глобальном договоре пока не очень велико, чуть более 80 компаний, в основном крупных, таких, как «Русал», «Северсталь», «Норильский никель». Эти гиганты хорошо осознали - насколько важен репутационный капитал, который дает участие в этом проекте, а без него становится все сложнее вести международный бизнес. Некоторые контракты и вовсе невозможно получить, если ты не модернизируешь свои активы, снижая влияние на окружающую среду.
До недавнего времени создавалось впечатление, что российский региональный бизнес в большинстве своем и не подозревает об этом соглашении, но как заметила заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ и сопредседатель стратегического совета СЖС Ольга Штемберг: «Это влечет за собой экологические риски. Каждые 15 лет они удваиваются, бизнес должен быть готов к взрывной плате за негативное воздействие на экологию. Бизнес будет вынужден платить огромные штрафы, огромные суммы в счет компенсации ущерба, к которому привела его деятельность. Законодательные нормы в нашей стране очень сильно пошли вверх, они приобретают довольно жесткие рамки и для бизнеса выстраиваются серьезные рамки деятельности».
То есть создается ситуация, когда бизнес должен сам понять - соблюдать экологические и прочие нормы, прописанные в Глобальном договоре, для него выгодно. Это, помимо прочего, ведет и к репутационной прибыли, которая с лихвой компенсирует все финансовые издержки.
Исполнительный директор «Национальной сети Глобального договора» Марина Вашукова привела пример региональной компании, занимающейся сбором и переработкой мусора, которой участие в Глобальном договоре, позволило получить преимущества перед своими конкурентами. За счет этого она постепенно наращивает свои объемы, обороты и капитализацию. Российские же регионы, таким образом, будут демонстрировать свою инвестиционную привлекательность. Так директор информационного центра ООН Владимир Кузнецов заявил: «Задача состоит в том, чтобы создать такую среду, такую репутационную атмосферу, которая для ведения современного бизнеса очень важна, чтобы жить по совести и работать по совести бизнесу было бы выгодно. Вот такую модель в рамках ООН страны, входящие в нее, и участники Глобального договора и создают».
Суть Глобального договора проста - в мире все взаимосвязано и если ты загрязняешь окружающую среду, это в любом случае отрицательно скажется на всей планете. Но так делать нельзя, вернее так делать должно быть невыгодно. В цифрах посчитать эффект от него довольно сложно, потому что не все результаты поддаются подсчетам, но компании, которые поддержали его, пересматривают свою деятельность в сфере социальной политики, в это входит и благотворительность, и ответственное природопользование и сокращение негативного воздействия на окружающую среду. А сотрудничество в рамках договора позволяет делиться опытом и применять лучшие мировые практики.