16 мая в ЦУМе открылись «Русские сезоны» - выставка одежды ручной работы: кружевные и вышитые платья, выполненные по традиционным канонам народных художественных промыслов, но с современным решением формы. По случаю открытия 16 мая на 5 этаже ЦУМа прошел public talk «Российские народные художественные промыслы: искусство и бизнес». В дискуссии приняли участие заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, дирекция Павлово-Посадской платочной мануфактуры, ректор Высшей школы народных искусств Санкт-Петербурга Валентина Максимович, молодые российские дизайнеры, креативный директор ЦУМа Наталья Гольденберг, директор моды Vogue Ольга Дунина, и другие.
Сегодня обращение к народным промыслам имеет огромный потенциал для развития промышленного дизайна и моды. И нынешние «Русские сезоны» - это первые шаги по объединению современных форм и тенденций, богатства и аутентичности традиций.
И как-то с первых минут дискуссии присутствующим стало понятно: объединение будет проходить не столь гладко, как хотелось бы. Креативный директор ЦУМа Наталья Гольденберг посетовала на то, что ее видение выставочной экспозиции реализовано не полностью, потому что мастера кружева, представившие свои работы, не позволили «синтезировать каноны художественных промыслов с современными решениями», проще говоря, молодым дизайнерам не дали поддеть под воздушные вологодские кружева ручной работы белые трикотажные футболки, а поверх накинуть куртки-косухи из искусственной кожи «как это делает Кейт Мосс».
Молодые дизайнеры посетовали заместителю министра на отсутствие господдержки их креативных идей, на что ведущая «круглого стола» Марианна Максимовская справедливо заметила: «а почему государство должно поддерживать всех?» И, спустя некоторое время, кланы молодых дизайнеров отчетливо разделились на тех, кого государство успело поддержать, а кого обошло вниманием. Так же стало очевидно, что сегодняшним пионерам моды совершенно неважно: сделано кружево по канонам с 300-летней истории или выстрочено швейной машинкой Gorenje. Нужно, чтобы было легкодоступно, окупаемо и нарасхват. Но так не бывает, о чем заверил и директор Павлово-Посадской платочной мануфактуры: «Люди, которые покупают предметы народных промыслов, хотят, чтобы это была классика! В хитах продаж исконные павловские узоры, хохлома, гжель. А этому надо долго учиться. На один узор уходит до 20 цветов. Кто об этом сегодня знает? И кто умеет?»
Неизвестно, услышали ли молодые известные дизайнеры message ректора Высшей школы народных искусств Валентины Максимович о том, что неплохо было бы для начала изучить технику и традиции народных промыслов, прежде чем их синтезировать, но в воздухе то и дело летало «турецкие ткани, чешская фурнитура, американский хлопок». Есть серьезные опасения, что при подобном отношении к собственным ресурсам, мастерам и традициям, очень скоро Русские сезоны будут проходить «на китайской подкладке». Зато как у Кейт Мосс.