НА ФОРУМАХ
24
62
1
57
2

Многодетность в России должна стать трендом и символом успешности

Многодетность в России должна стать трендом и символом успешности

О том, что нужно сделать, чтобы многодетность превратилась в нашей стране в модный тренд, зашел разговор на одной из дискуссионных площадок форума многодетных семей «Россия, мы – твоя семья!»

Какие факторы тормозят решение демографических вопросов в стране, несмотря на меры социальной поддержки, которые предпринимает государство; что выведет вопросы многодетности из тематического поля борьбы с бедностью; какими способами возвратить многодетной семье статус эталона истинных человеческих ценностей и благополучия; что может частный бизнес в связке с государством сделать, чтобы создать новые механизмы поддержки многодетных семей и какие существуют новые практики популяризации многодетности. Об этом и о многом другом говорили эксперты круглого стола «Многодетность, как действенный механизм решения демографических вопросов».

Как отметила во вступительном слове Руководитель проекта «Многодетная Россия», руководитель РОО «Объединение многодетных семей города Москвы», депутат Госдумы, многодетная мама, Наталья Карпович, у нас социальное государство, а это означает партнерство с обществом – пятьдесят на пятьдесят. Нужно в корне изменить представления о том, что помощь государства распространяется только на неимущих. При существующей системе, страдают именно многодетные семьи. «Одна из самых больших проблем – это имущественный критерий. Да. У нас есть меры поддержки, но все эти выплаты идут в суммированный доход – и мы с вами выпадаем из поддержки государства, чего не должно быть. Нужно ли нас считать бедными, чтобы нам помогать? Мы с вами люди, которые совмещают семейные обязанности и работу. Соответственно, чем больше и лучше мы работаем, тем больше должна быть помощь государства», - отметила политик. Многодетные родители как никто мотивированы зарабатывать, чтобы их совокупный доход, в который входит зарплата и пособия, открывал максимум возможностей обеспечить качественную жизнь себе и своим детям.

В проекте резолюции, которую подготовили организаторы Форума, ключевым вопросом является критерий присвоения семье статуса многодетной, признания единого стандарта на федеральном уровне. Наталья Карпович уточнила, что они намерены добиваться, чтобы семья считалась многодетной до достижения младшим ребенком 18-летия или до 24 лет, если он учится очно в ВУЗе.

Григорий Сайфуллин начало выступления.png

Модератор дискуссии, генеральный директор АНО Агентство социально-демографического развития «ЛЮБОВЬ. СЕМЬЯ. СЧАСТЬЕ» Григорий Сайфуллин поддержал тезис, что назрела острая необходимость ввести единый критерий присвоения семье статуса «многодетная» на федеральном уровне. Как показали исследования, в настоящее время на территории РФ действуют 15 стандартов, в зависимости от региона. Это крайне неудобно. Переезжая в другой регион страны, многодетные семьи могут внезапно лишиться льгот, на которые рассчитывали, исходя из практики в регионе первоначального проживания. Докладчик согласился, что принятый в настоящее время в Московском регионе стандарт о присвоении статуса многодетной со всеми льготами и мерами поддержки до достижения совершеннолетия младшим ребенком – это оптимально. Эту практику необходимо узаконить по всей территории РФ. Кроме того, он отметил, что, независимо от возраста детей, нужно утвердить для родителей статус «многодетных» пожизненно, чтобы они могли раньше выходить на пенсию, на льготных основаниях посещать учреждения культуры и так далее. Государству это не будет стоить почти ничего, а для граждан такая социальная норма очень важна.

Григорий Сайфуллин.png

«Привычную логическую связь между понятиями многодетная и маргинальная семья уже давным-давно пора разрывать», - отметил Григорий Сайфуллин. Как показали исследования, за последние 10 лет , число многодетных семей, где дети имеют высшее образование, выросло втрое, обогнав все другие группы семей с детьми.

Выступление Рыбальченко.png

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детства и традиционных семейных ценностей, Сергей Рыбальченко в своем выступлении поделился интереснейшими результатами социологических исследований. В мировой практике известно всего два случая, когда государству в сжатые сроки удалось перейти от такой демографической ситуации, какая сегодня сложилась в РФ, до уровня рождаемости, который обеспечивал воспроизводство населения.

Если от слов перейти к цифрам, это удалось добиться правительству Франции за 16 лет: с 1994 года по 2010 год. Однако, мировой рекорд принадлежит России: в Сахалинской области за шесть лет от плачевных цифр убыли населения удалось выйти на демографическое плато. Такие масштабные меры поддержки рождаемости, как выплата материнского капитала, начиная с третьего ребенка в семье, предоставление бесплатных участков земли под ИЖС и другие, дали результат. Докладчик показал сводные таблицы принятых мер и отметил, что чрезвычайно действенной оказалось предоставление возможности бесплатного обучения в ВУЗах детям из многодетных семей.

выступление овчаровой.png

В докладе проректора ВШЭ Лилии Овчаровой была затронута тема, как сделать многодетные семьи благополучными с точки зрения финансовой, а не только духовной.

«Мы знаем много таких решений, когда вроде бы доход повысили, но не успел добежать до магазина - а цена уже выросла в два раза. Однако, те, кто ратовал за такую поддержку, уже получили свои ордена и медали», - отметила профессор. Она заговорила о мерах по поддержке многодетных семей на бесстрастном языке цифр.

Выступление Овчаровой - данные о желании иметь детей.png

Графики показывают: если доходы населения падают, то и рождаемость падает. Последние 6 лет в плане рождаемости мы топчемся на месте. «Призывая людей рожать больше детей, давайте ответим им на вопрос, почему не растут наши денежные доходы. Если доходы не растут, то призывы к многодетности – это разговоры более пропагандистского характера, нежели практического», - отметила Лилия Овчарова. Кстати, она отметила, что, с точки зрения морально-этической и своих репродуктивных установок население РФ вполне благополучное. У людей есть желание иметь много детей, но вопрос упирается в возможности вырастить, воспитать, дать хорошее образование.

Лилия Овчарова.png

Вместе со студентами своей магистратуры преподаватель исследовала такую модель среднестатистической российской семьи: мама учительница, папа врач и у них трое детей. К сожалению, если исходить из среднего уровня зарплат, такая семья оказывается на грани выживания и не может обеспечить даже базовый уровень, который исследователи определили как «уровень материальной устойчивости и благополучия». Кстати, с инструментами социальных изменений также возникли проблемы. Оказывается, в России для определения социального стандарта утвержден только «уровень бедности». «Мы все-таки выбрали стандарт - назвали его «рациональный прожиточный минимум». Это тот стандарт, который позволяет прокормить семью в рамках признанных норм потребления продуктов питания, включая необходимые жиры, белки, углеводы. Могу сказать, что этот уровень на 20% дороже, того что мы называем «минимальной корзиной». – уточнила Лилия Овчарова. Также она объяснила, почему для исследования выбрали модель семьи, где работают оба родителя: «Когда я слышу, а давайте женщину вернем назад в семью, я понимаю, что экономика остановится, потому что больше половины работающих в стране, – это женщины! Поэтому давайте исходить из того, что оба родителя работают и государство отвечает на вопрос: а где дети, когда родители на работе. Наши уважаемые представители власти подвешивают в воздухе этот вопрос, пытаясь ответить, что у всех детей есть бабушки. Я готова аплодировать замечательным бабушкам в нашей стране. Но без инфраструктуры, которая берет на себя заботу о детях, мы не сможем решить эту проблему».

О социальной ответственности частного бизнеса в отношении многодетных семей рассказала Президент НКО «Союз женских сил по поддержке гражданских инициатив», доктор экономических наук Инга Легасова.

«Безусловно, предпринимательство должно носить социальный характер. В дореволюционной России накоплен очень большой опыт социального предпринимательства и социальной ответственности людей, которые занимались бизнесом.

Не все предприниматели приходят к пониманию, что, когда тебе Небо дает возможность зарабатывать деньги, то эта возможность дается не лично тебе, - она для того, чтобы нести ответственность за тех людей, которые работают рядом с тобой, и составляют единый коллектив в рамках того или иного предприятия. Мой отец, академик Валерий Алексеевич Легасов, в свое время говорил, что есть такой возраст – «возраст зрелости». Этот возраст не зависит от физического возраста человека. Возраст зрелости – тот возраст, входя в который, мы понимаем, что зона нашей ответственности становится все шире . То есть, мы несем ответственность, не только за самих себя, своих близких и членов своей семьи, но также и за тех, кто с нами бок о бок работает, и за свое государство. Многие люди, как это часто бывает, не приходят никогда к возрасту зрелости. Но люди, которые берут на себя задачи предпринимательства, должны это осознавать и понимать - они должны стремиться к возрасту зрелости и создавать социальный бизнес.

Деньги это не цель, и они не могут быть целью! Деньги - это инструмент любого бизнеса, и даются нам для того, чтобы достигать тех или иных целей. Если нам дана возможность зарабатывать, – это значит, что нам вручили инструмент для позитивного Делания: мы можем строить школы, больницы, церкви, восстанавливать музеи, или передавать свои коллекции в музеи – как делают многие из моих друзей предпринимателей. Это и есть построение собственной страны.

И если каждый предприниматель будет понимать, что от него зависит хотя бы маленькая толика Делания в этой стране, то мы построим очень мощную Страну, которой Российская Федерация и призвана быть. Это, что касается бизнеса.

Но есть понятие «социального предпринимательства», – это не бизнес как таковой. Это предприятия, которые создают прибыль, чтобы содержать людей, работающих в рамках этого предприятия. В частности, это очень важная тематика для сельской местности, для отдаленных регионов. Предприятия, в которых трудоустроены инвалиды, отцы-одиночки и матери-одиночки: люди, которые сами не в состоянии прокормить и содержать себя и близких. Социальные предприниматели создают такие компании, чтобы появлялись новые рабочие места. Но и вся прибыль, создаваемая таким социальным предприятием, должна оставаться внутри этого социального предприятия, и распределяться между всеми работниками.

Мы с большой делегацией Союза женских сил, включая Депутатов Госдумы, Сенаторов и бизнесменов, выезжали в Южную Корею, чтобы изучить опыт этой страны. Южная Корея - это первая страна в мире, которая приняла закон о социальном предпринимательстве. Итогом поездки стало то, что была принята формулировка на законодательном уровне закона о малом и среднем предпринимательстве, формулировка о социальном предпринимательстве.

Что касается поддержки семьи и поддержки многодетной семьи: конечно, этот вопрос на совести любого предпринимателя. Лично я считаю, что это надо осознавать и совершать действия, которые поддерживают семью.

Что делаем мы, в частности, в нашем бизнесе? Моей компании без малого 30 лет - она была создана в 1992 году, и с тех пор активно развивается и создает дополнительные бизнесы. Мы социализируем все, что мы делаем. Люди, которые составляют ядро нашей компании, не уходят от нас десятилетиями, некоторые с нами работают по 25 лет. Очень важно, сколько люди зарабатывают. Что бы мы не говорили о социальных задачах, вопрос экономический никуда не девается. Если человек зарабатывает мало, вряд ли он будет склонен к многодетности. И предприниматели, если мы говорим о частном бизнесе и не только о нем, должны понимать, что человеку нужно ощущать свое участие в получении прибыли, он должен быть соучастником этого процесса. У себя в компании мы поддерживаем семьи таким образом: если нужно кредитовать, человек пишет заявление и мы обязательно кредитуем, причем льготно. И у нас многие сотрудники уже поменяли квартиры и построили, - кто дома, кто дачи... В рамках нашей компании люди женятся, есть уже несколько многодетных семей! Я считаю, что это большая заслуга предприятия, потому что мы действительно экономически поддерживаем своих людей. Мы оплачиваем медицину, если нужно - если у кого-то проблемы с детьми или с родителями. От нас никто не ушел в ковидные сложные годы. Люди взяли кредиты и, когда появилось время, они переориентировались, чтобы делать ремонты у себя в квартирах, в домах, и так далее. Они были спокойны и понимали, что предприятие их никуда не выкинет. Что такое благополучие? Благополучие – это доступ к ресурсам. Это не деньги как таковые, это не материальные блага как таковые, благополучие человека формируется за счет доступа к ресурсам, благополучие государства тоже формируется за счет доступа к ресурсам. Именно поэтому с нами воюют все кому не лень, потому что наши ресурсы не дают покоя тем, кому они нужны.

Но наш главный ресурс – человеческий! Это надо четко понимать и любому владельцу бизнеса и руководителю государства, и нам всем с вами. А внутри человеческого ресурса – самый главный ресурс это семья. И важнейший ресурс – многодетная семья. Нам нужно не просто воспроизводство населения, а расширенное воспроизводство: то есть, чтобы у мужа с женой было, как минимум трое детей, а лучше как можно больше.

Заканчивая свое выступление, хочу сказать, что мировая статистика показывает: многодетные семьи в любом обществе бывают либо на самом высоком уровне жизни у элит, когда баснословно богатые семьи, рождают наследников, чтобы было кому передать свое богатство, либо многодетными становятся люди, которые на самом низком уровне дохода. А что нужно сегодня нам с вами? Нужно, чтобы нам удалось перенести многодетность на средний класс, вот если нам это удастся с помощью мер государственной поддержки, если мы всем обществом поддержим эту идею, если будем ее популяризировать во всех возможных источниках, тогда у нас что-то и получится». (выступление И.В.Легасовой см. по ссылке)




Здоровый свет