НА ФОРУМАХ
153
2
91
3
82
2

Ирина Базилева

Ирина Базилева

Базилева.jpg

       Ирина Базилева:

     «Отмена заочной формы обучения окончательно снизит его качество»

      С 1 сентября текущего года Рособрнадзор намерен ликвидировать заочную форму обучения по нескольким направлениям. В частности, речь идёт о таких специальностях, как экономика, юриспруденция, менеджмент, государственное и муниципальное управление. Как отмечают в ведомстве, делается это для того, чтобы повысить качество высшего образования в стране. Кроме того, уверены в ведомстве, такая мера подорвет экономическую основу у сомнительных «псевдовузов». Своё мнение по данному вопросу высказала сопредседатель Стратегического совета Союза женских сил Ирина Базилева.

     Отмену заочного образования в российских вузах я воспринимаю как симптом «неолуддизма». Особенно отмечу заявление министра образования Дмитрия Ливанова о том, что «дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины, практическая часть обучения, не могут быть обеспечены ни в заочном, ни в дистанционном режиме». Сегодняшние технологические возможности, безусловно, могут обеспечить и эти, и другие задачи в рамках дистанционного образования.

     Использование виртуальной и дополненной реальности, технологии интерактивной групповой работы, удаленные консультации с преподавателями и менторами, вебинары, эдьютейнмент и другие современные инструменты сегодня дают возможность предоставить качественное дистанционное образование не только в гуманитарной сфере, но и во многих естественно-научных областях, а также реализовать индивидуальный подход к обучению эффективнее, чем при очном обучении. А высокая мотивация при индивидуальном подходе к обучению – очень важный фактор образования.

     Однако можно полностью согласиться с министром Ливановым в одном: качество высшего образования в стране низкое и постоянно снижается. И нет никакой разницы в низком уровне качества очных лекций, основанных на теоретических материалах прошлого века, и тех же лекций, записанных на видео для дистанционных программ. Понятно, что качественное образование требует инвестиций, и это в равной мере относится к развитию и очного, и дистанционного образования.

     Проектная работа, менторство, развитие практических навыков должно присутствовать в образовании, независимо от его формата, а это требует финансовых вложений и структурных преобразований. Государственного финансирования на развитие образования не хватает, и государство не планирует вкладываться в технологические преобразования в образовательной сфере. Это печальный, но неоспоримый факт сегодняшней экономической ситуации. Но нельзя не сказать о том, что отмена заочного образования в дистанционном формате окончательно затормозит развитие дистанционных технологий в российском образовании, и тем самым значительно снизит его качество.

     Сегодня каждый человек, имеющий выход в Интернет, может бесплатно пройти учебные курсы ведущих мировых ВУЗов по тысяче дисциплин, а за плату получить дипломы и сертификаты. Молодые люди, живущие в российских регионах и вынужденные сами зарабатывать на жизнь, могут учиться на дистанционных программах Стэнфорда или Гарварда, но не смогут получить образование в российском вузе. А если человек хочет получить второе высшее образование, при этом у него есть любимая работа, а также семья и дети? А молодой человек, получивший средне-специальное образование, готовый работать по востребованной специальности и имеющий желание дальше учиться? А если работодатель готов оплатить высшее образование своим сотрудникам, имеющих средне-специальное образование и практический опыт работы? Разве во всех этих случаях люди хотят получить образование низкого качества? Разве они меньше мотивированы на учебу, чем обеспеченные выпускники школ, имеющие возможность еще 4 года жить на иждивении родителей? Вопросов очень много, но напрашивается один риторический вопрос: поскольку в России плохое качество образования, здравоохранения, питания, охраны окружающей среды (воздуха, воды) и мы не будем искать возможности улучшения качества, а просто отменим это все, то что?..

 Также по теме: 

 С 1 сентября в России ликвидируют заочное образование

 Ирина Базилева о системе образования

 Видео-интервью с Ириной Базилевой



Здоровый свет