Сегодня в России растет количество молодых женщин, готовых заняться предпринимательской деятельностью. И хотя в общественном сознании до сих пор существует стереотип «бизнес – не женское дело», российский предприниматель и общественный деятель Анна Нестерова считает, что если есть цель и желание реализовать себя в предпринимательстве – надо искать возможности, а не жаловаться на обстоятельства.
Анна Владимировна Нестерова - основатель и председатель совета директоров международной платформы трансграничной торговли GlobalRusTrade.com. Инициатор создания Женского делового Альянса БРИКС, председатель национальной части Альянса от Российской Федерации.
- Анна Владимировна, Вы принимали участие в работе Петербургского экономического форума. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями, в том числе о «женской повестке» события.
- Меня радует, что тема женского предпринимательства из сугубо внутренней, связанной с правами женщин и феминистским подходом, перешла во внешнеэкономическую плоскость. Так было и на Петербургском форуме, так происходит и на других международных площадках, на мероприятиях, проводимых БРИКС, АТЭС, АСЕАН, ШОС. Все международные объединения сейчас активно продвигают тематику женского предпринимательства на уровне многостороннего экономического сотрудничества, выстраивания долгосрочных взаимовыгодных отношений между женщинами-предпринимательницами разных стран. Мне кажется, это большой прогресс, женская повестка очень обогатилась за последнее время, стала более современной, нацеленной на международную кооперацию, отвечающей новым вызовам, в том числе связанным с пандемией, с ограничениями в передвижении, с дальнейшими перспективами развития женского предпринимательства.
- Вы как создатель и председатель совета директоров Global Rus Trade – электронной площадки по продвижению экспорта субъектов малого и среднего бизнеса - неоднократно выступали за расширение трансграничной электронной коммерции. Как на практике привлечь женщин-предпринимателей к участию в международной торговле? И какими возможностями для предпринимателей обладает платформа?
- Женщине, желающей расширять свой бизнес, как минимум надо зарегистрироваться на электронных торговых площадках. Начать проще всего с локальной международной платформы GlobalRusTrade.com, которая дает женщинам возможность представить свои товары и услуги в 113 странах мира. А уже дальше, следующим этапом могут стать крупные транснациональные площадки, такие как eBay, Amazon и другие ресурсы. Но начинать я советую с локальных международных маркетплейсов - чтобы понять, разобраться, как работают эти инструменты. Никаких особых навыков для этого не нужно – после процедуры регистрации менеджеры помогают новым пользователям с заполнением карточек, составлением описания товаров. При этом платформа дает весь инструментарий для выстраивания логистики, проведения финансовых операций, создания цифрового контента, работы с социальными сетями. Площадка создана для продвижения российских товаров малых и средних компаний за рубеж. И любая женщина, которая производит товары и готова увеличивать объемы продаж, может это сделать с помощью портала GlobalRusTrade.com. За границей работа с цифровыми платформами - уже давно повседневность, и мне бы очень хотелось, чтобы и наши женщины оценили преимущества подобных площадок. И использовали современные digital-каналы для развития и роста своего бизнеса.
- Можно ли сказать, что пандемия послужила катализатором привлечения новых пользователей на вашу площадку?
- Конечно. За последние полтора года объем сделок по всему миру увеличился в три раза. При этом мы видим, что к российской продукции есть большой интерес. На платформе представлено множество категорий – от промышленных товаров до ручных изделий. Это и товары народных промыслов, и экотовары, продукты питания и детские игрушки, одежда отечественных дизайнеров, столовые приборы и российская косметика. Среди пользователей ресурса много женщин-предпринимателей. И, на мой взгляд, у них есть некая фора перед пользователями-мужчинами. Потому что женщины более скрупулезно относятся ко всем нюансам, к заполнению карточек товаров, умеют заинтересовать потенциальных покупателей привлекательным описанием изделий, хорошими фотографиями. А такой подход всегда привлекает. Поэтому предприниматели, которые учитывают все детали и серьезно подходят к тому, чтобы «представить товар лицом», оказываются в выигрыше.
- Создания Женского делового альянса БРИКС ждали долго. В прошлом году, в год российского председательства в БРИКС, он официально запустил свою работу. Какие задачи стоят перед Альянсом сегодня?
- Это очень серьезные задачи, задачи международного масштаба. Основное направление повестки Альянса – международное сотрудничество, развитие международной кооперации между женщинами-предпринимателями стран «пятерки». То есть это не просто организационная структура, не просто форумы и саммиты, а в первую очередь экономическое сотрудничество, работа с действующими институтами развития, в том числе с Новым банком развития - для поддержки женских бизнес-проектов. Это очень серьезная платформа для выстраивания экономических взаимосвязей, создания и реализации совместных многосторонних проектов.
- Кого объединил Альянс, представители каких сфер в него вошли? Скольких членов он сегодня насчитывает?
- Каждую страну в Альянсе представляют пять участниц. Но к нам могут прийти любые женщины, которым интересна работа по пяти основным направлениям работы Альянса: инновационное развитие, здравоохранение, креативные индустрии и туризм, продовольственная и экологическая безопасность, инклюзивная экономика. По всем этим направлениям сейчас формируются рабочие группы. И если среди участниц Союза Женских Сил есть сильные эксперты в этих областях, англоговорящие, с активной жизненной позицией, готовые работать, продвигать свои проекты – мы будем рады партнерству.
- С какими инициативами в рамках Женского делового альянса БРИКС уже выступила Россия?
- В первую очередь российская сторона вышла с инициативой создания расширенной платформы ЖДА БРИКС, на которой женщины смогут воспользоваться всеми возможными инструментами для продвижения бизнеса и поиска новых каналов продаж. В рамках работы Женского Делового Альянса мы анонсировали расширение возможностей портала bricswomen.com. Эта площадка уже создана, но теперь она будет наполняться – здесь будут представлены и новые возможности финансирования для женского бизнеса, и образовательные программы, и ролевые модели – успешные истории о женщинах бизнеса. С помощью этой платформы женщины смогут продавать свои товары или услуги, коммуницировать, представлять свой бизнес, обсуждать самые разные темы. Для этого будет создан весь набор современных digital-инструментов. Разработкой платформы займутся российские специалисты, поскольку именно Россия стала инициатором ее создания.
От российской стороны есть также проект по созданию Ассоциации органического земледелия БРИКС. Кроме того, сейчас прорабатывается повестка экономики ухода - тема, которую тоже предложила Россия. Она будет охватывать все экономические и социальные аспекты, связанные с уходом за больными людьми, людьми с ограниченными возможностями и попавшими в тяжелую жизненную ситуацию, за пожилыми, за детьми. Это отдельное направление, которое сейчас требует изучения и глубокой разработки. Во время пандемии оно приобрело особое звучание.
Другие инициативы российской части включают разработку Руководства по обеспечению пожарной безопасности на транспорте в сфере туризма в странах БРИКС, а также организацию Делового форума БРИКС «Зеленая мода» и универсальный дизайн», который будет посвящен презентации брендов и особенностей культур стран «пятерки». В фокусе последнего проекта такие направления, как «зеленый бизнес» и инновации в области моды и здравоохранения. Речь в первую очередь идет об инклюзивной «зеленой моде» - все, что связано с дизайном для людей с ограниченными возможностями. В рамках этого проекта состоятся форум и показ, где будут объявлены победительницы.
Проекты Альянса могут быть как односторонними и двусторонними, главное, чтобы они были поддержаны всеми пятью странами. Сейчас перед Альянсом стоит задача выбрать именно те проекты, которые каждая из стран считает для себя приоритетными с точки зрения развития и продвижения.
Так, мы активно участвуем в Конкурсе женских инновационных проектов (2021 BRICS Women Innovation Contest), который был предложен лидером Китая Си Цзиньпином на XII саммите БРИКС в ноябре 2020 года. Мы очень рады, что победительницей этого конкурса стала представительница российской части Женского делового альянса БРИКС и председатель рабочей группы Альянса по креативным индустриям и туризму Елена Чащина, собственник группы компаний «ЭПОТОС», ведущей фирмы в области разработки, производства и внедрения различных средств пожаротушения.
- Как Вы оцениваете ситуацию с женским предпринимательством в период пандемии, когда наблюдается стагнация во многих сферах бизнеса? Достаточно ли, на Ваш взгляд, тех мер поддержки, которые были приняты?
- Все, кто хочет работать – работают. У кого есть желание развиваться, продвигать бизнес, продавать свою продукцию – регистрируются на платформе, интересуются, как сделать свое присутствие там более эффективным. Сейчас есть множество бесплатных онлайн-курсов, обучающих вебинаров - учись, применяй на практике. Есть все необходимые инструменты для развития – меры поддержки экспорта, льготные кредиты и множество других возможностей. У тех, кто готов эти возможности использовать, все получается, бизнес развивается и расширяется. А если не пытаться, ничего не делать, а только причитать, что в стране все плохо – конечно, результата не будет.
- Вы как-то сказали, что секрет бизнес-успеха на международной арене довольно прост - надо быть человечным. Поясните, пожалуйста, как человечность помогает предпринимателю стать успешным?
- Если говорить о женщинах, то в целом им априори присущи такие качества как порядочность, внимательность, дипломатичность, природная мудрость, готовность помочь. К тому же женщины – хорошие переговорщики. Недаром говорят о «мягкой женской силе». А если человек приходит, что называется, с открытым забралом, потенциальные партнеры это всегда увидят и оценят. Искренность и порядочность везде ценятся высоко. Поэтому и в бизнесе женщина с человечным подходом имеет большой потенциал. И если с партнерами изначально складываются по-настоящему доверительные, дружелюбные отношения, сотрудничество может стать долгосрочным, привести к большим совместным бизнес-проектам.
- Вы входите в Организационный совет Евразийского женского форума, который состоится в октябре 2021 года. Как идет подготовка к событию, и какие ожидания Вы с ним связываете?
- Мы ожидаем, что участие в форуме примет рекордное количество международных гостей. Приятно осознавать, что у наших иностранных партнеров есть серьезный интерес к этому событию. Будут представлены все крупные международные организации. Очень ждем и участников из разных субъектов РФ, а не только жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Нам важно представить женщин бизнеса из разных регионов страны, важно услышать их мнение, их точку зрения на развитие женского предпринимательства. В повестку включены экономические и социальная вопросы, все направления женского сотрудничества в области здравоохранения, в секторе международной кооперации, в социальной сфере. Мы планируем провести форум в гибридном офлайн и онлайн формате. И я очень надеюсь, что к октябрю эпидемиологическая ситуация улучшится, и все, кто планирует принять очное участие, не откажутся от своих планов.
- Анна Владимировна, Вы не только возглавляете совет директоров Global Rus Trade, руководите российской частью Женского делового альянса БРИКС, активно участвуете в работе различных общественных и профессиональных объединений, но и воспитываете двоих детей. Как удается все это совмещать?
- Тут выбор простой - либо ты работаешь, либо сидишь дома. Я свой выбор сделала давно. Да, приходится совмещать и работу, и учебу, и домашние дела. Есть такая поговорка – «счастлив тот, кому достаточно». Если кому-то достаточно сидеть дома, готовить вкусные обеды – прекрасно. Если кому-то этого мало, хочется покорять международные вершины – значит, надо идти и делать. Я отношусь ко второй категории. В целом же мне кажется, что женщина счастлива ровно тогда, когда находит себя не только в семье, когда она может самореализоваться в той области, которая ей интересна. Если она чего-то добивается в карьере, получает признание – это дает ей дополнительную энергию и добавляет яркости, удовольствия от жизни.
В России сегодня появляется все больше женщин, которым недостаточно быть только хорошей мамой и женой. И мне кажется, если мы будет чаще показывать новые ролевые модели, рассказывать об успешных женщинах, о том, каким был их путь к успеху, это вдохновит и других на покорение карьерных вершин. Мне хочется, чтобы глядя на эти примеры, женщина думала – у них получилось, значит, и я так смогу. Главное - не бояться и пробовать себя в тех сферах, которые привлекают.
В патриархальном обществе принято считать, что карьерный успех – это мужская прерогатива, а для женщины достаточно быть хранительницей очага, бизнес не для нее. Но времена меняются. Сейчас женщины имеют абсолютно те же права, что и мужчины. Да, подниматься на самые высокие вершины им все же сложнее - в силу стереотипов, существующих, в том числе, и в представлениях самих женщин. Но мы видим все больше молодых женщин, которые не побоялись начать свое дело, реализовали себя в IT-cфере, хотя до недавнего времени она тоже считалась «мужским клубом». Поэтому если вам мало быть хорошей хозяйкой - дерзайте, пробуйте, все в ваших руках.
Ирина Овечкина