НА ФОРУМАХ
196
2
182
2
198
1

Праздник Сретение Господне

В каноне православной церки существует двенадцать главных праздников, которые связаны с жизнью Христа и Богородицы. Это т. н. двунадесятые праздники. И одним из таких праздников является праздник Сретение Господне. Чтобы понять его смысл, нужно обратиться к истории иудеев, к их обычаям и традициям.
А по закону Моисееву женщина после родов считалась нечистой, оскверненной (немного странное отношение, но для того времени в порядке вещей), не имела права выходить в город, заходит в храм и причащаться. По прошествии сорока дней мать с младенцем мужского пола приходила в храм, чтобы пройти очистительный обряд и принести жертву за рождение ребенка. Богатые семьи приносили в жертву ягненка, а бедные пару голубей. Мария, будучи девственницей, зачавшей непорочно, родившей без болезни, могла и не проходить этого обряда, но по смирению своему она сочла необходимым соблюсти принятые законы. И так как они с Иосифом были бедны, то принесли в жертву двух голубок.

35845caa9b3916574c640321ce9d3efc.jpg

Во время похода святого семейства в храм и произошла эта знаменательная встреча. Название праздника – Сретение – от слова «встреча», имеет еще одно значение «радость». С кем же они там встретились?
Для этого вернёмся на почти триста лет назад, когда египетский царь Птоломей II собрал 72 книжников для перевода Ветхого завета с еврейского на греческий. Одним из таких книжников был Симеон. Симеон переводил отрывок из книги Исаии и встретил такие слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Но появился Ангел и остановил его, сказав, что никакой ошибки здесь нет, всё так и будет. И повелел Симеону жить до тех пор, пока он воочию не убедится в исполнении пророчества. Симеон прожил 360 лет жизнь праведную и благочествую. И вот, в день Сретения,  он повстречал в храме Богородицу с младенцем, взял того на руки и воскликнул «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов». С тех пор Симеона нарекли Богоприимцем и причислили к лику святых. Там же, в храме, находилась Анна, 84-летняя вдова, которую горожане за вдохновенные речи о Боге называли Анна-пророчица. Она стала свидетелем встречи Симеона с новорожденным Христом и пошла в народ с новостью о пришествии Мессии.

Почему же такое значение придается этому событию, что даже назначено оно было одним из основных христианских праздников?
Смысл этого события во встрече Ветхого и Нового заветов.  Закон Божий, данный еврейскому народу, встречается с Новым, высшим, Заветом Божественной любви, принесенной всему человечеству Иисусом Христом. Это встреча всего человечества в лице Симеона с Богом.

Сретение – один из древнейший праздников. Но широко его не праздновали, да и даты своей у него не было. Но в 6 веке при византийском императоре Юстиниане по всей Византии шла страшная моровая язва, унося тысячи жертв. И одному из христиан было явление, в котором он получил указание торжественнее праздновать Сретение. Мор прекратился. И в 544 году Церковь установила празднование Сретения в конкретную дату.

Для людей простых смысл этого праздника представлялся во встречи Зимы и Весны. По погоде на Сретенье крестьяне судили о предстоящей весне, о новом урожае. Считалось, что если на Сретение оттепель — весна будет ранняя и тёплая, если день холодный — то и весна соответствующая. Выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение вьюжит — весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних». «На Сретение капель — урожай пшеницы». «На Сретенье ветер — к плодородию фруктовых деревьев».

***
Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чём
не ведал ещё и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

речённое некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
дитя: он — Твоё продолженье и света

источник для идолов чтящих племён,
и слава Израиля в нём», — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око.

Отрывок из стихотворения Иосифа Бродского "Сретенье"

Сочельник и Рождество

Тихая обитель

Здоровый свет