НА ФОРУМАХ
163
2
101
3
88
2

В МОСКВЕ НАМЕЧЕН СНОС ДОМОВ

c8d7dd0f670c6f0ec86443861a6a4551.jpg

Законопроект внесенный 10 марта 2017 года в Государственную Думу РФ и имеющий  название, не связанное напрямую с действительностью – «…реновации жилищного фонда…», направлен на прекращение института частной собственности в Российской Федерации.
Предлагаемые изъятия у миллионов москвичей тысяч зданий и земельных участков, десятков тысяч жилых помещений разрушают институт собственности в целом.
В многих пунктах проекта можно увидеть совпадающие или по крайней мере знакомые по формулировкам части документов, которые ранее вбрасывались «на московском уровне».  Как это появлялось в Москве известно. Ограниченная группа лиц, действуя по сути конспиративно, с середины 90-х годов пыталась шаг за шагом скрыть сведения о недвижимости, построенной в советский период, и воспользовавшись искусственно созданным вакуумом в регистрационных документах, завладеть территорией города для тотальной и ничем не ограниченной массовой застройки.
Эти лица или их представители сегодня занимают ряд ключевых постов в Московской городской думе, в Москомархитектуре, в Главном архитектурном управлении, на некоторых постах мэрии, не смогли до конца выдержать свою почти конспиративную игру – от ощущения близкой победы сняли маски раньше, чем закончилась операция по захвату территории столицы и отъему недвижимости у миллионов  собственников.
Буквально «за пять минут до финиша» операция с недвижимостью, проводившаяся с середины 90-х годов, оказалась раскрыта самими участниками.
Требования забрать у москвичей якобы на добровольных началах (а это предложено законопроектом) жилые помещения, находящиеся в частной собственности, и добровольно отдать их московскому правительству или правительственному фонду тут же в тексте снабжаются ссылкой – все, кто не согласен с добровольным отказом от своей собственности, будут терять ее через суд и получать через суд новую жилую недвижимость, куда будут вселяться принудительно.
Надо обязательно отметить, что собственник берет на себя риск случайной гибели и бремя содержания имущества исключительно добровольно.
Граждане РСФСР, в том числе миллионы москвичей, приняли участие в начавшейся в 1991 году приватизации жилищного фонда, взяли на себя бремя содержания и риск утраты собственности[1].
Приватизируемый жилой фонд был создан гражданами РСФСР, в рамках того политического устройства, при котором жилая недвижимость создавалась как общее достояние.
Массовая приватизации жилого фонда была разделом, с позволения сказать, некоего общего «наследства», совместно созданного имущества.
Заметной части государственного и общественного жилищного фонда, построенного в советский период в столице, как следует из законопроекта, уготовано стать жертвой разрушительной программы, при этом авторы сами указывают, что это не аварийный и не сносимый жилой фонд.
Всякого рода подмена обязательств нынешнего государства по сохранению имущества граждан, которое они получили в результате приватизации жилого фонда[2], несомненно является не просто общественным вызовом, но политическим шагом.
Это политический реванш в отношении граждан СССР, которые посмели заявить о своем желании стать частными собственниками.
Это реванш в отношении миллионов граждан, которые попытались стать относительно независимыми, поверив в результаты экономических реформ, в незыблемость приватизации и института частной собственности.
Действия ограниченной группы лиц, желающих захвата имущества многих миллионов москвичей, разрушают институт частной собственности в РФ в целом.
Одновременно государство – Российская Федерация, официально являющаяся продолжателем СССР на международной арене, а внутри страны – правопреемником, ставится в крайне двойственное положение.
Если каким-то лицам претит наличие собственности, полученной гражданами в результате программы массовой приватизации жилого фонда РСФСР, если кому-то «жмет» положение Российской Федерации как страны правопреемника, попытки отказаться от этого прошлого, включая чужое имущество, невольно ставят вопрос – кто-то хочет возникновения нового государства, граждане которого не имеют никакой имущественной связи с советским прошлым?
Во внесенном законопроекте есть предложение отказаться и не использовать проекты планировок, принятые до сегодняшнего дня. Разрываются связи с проектами планировок Москвы, в том числе советского периода.
Большие земельные участки, детские сады, школы, разумная, не безудержная и сомнительная высотность Москвы, ее озеленение – все пускается под нож бульдозера с целью заработать как можно больше денег.
От имени граждан обращаются к мэру столицы, как к вождю первобытного племени со словами: – Нам надоели «наши» дома! Снеси их и дай нам другие!
Всё это отбрасывает страну в какое-то пещерное, доисторическое время, далеко за пределы XX и XIX веков.
Столица выбрасывается за границы правового поля. Жители столицы противопоставляются жителям регионов России.
Объяснять при таком уровне законопроекта чиновникам, чем наше вещное (абсолютное) право на принадлежащую нам недвижимость отличается от обязательственного права (обещания московского правительства или его фонда) — бессмысленно.
В официальных комментариях звучат предложения: голосованием определять, чьи дома сносить, а чьи дома оставлять. А если над голосами действительных собственников начнут превалировать мнения фантомных, мнимых жителей?
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что стоимость недвижимости, выдаваемой взамен той, которую хотят снести, будет в среднем выше на 35%. Это – замануха.
Тем, кто рано обрадовался, узнав про эту новость, хочется напомнить, что кадастровая стоимость квартиры, превышающая 10 млн. рублей, влечет увеличение процентной ставки налога с 0,1% до 0,15%, содержание более дорогой недвижимости как правило не дешевле, а дороже, никто не отменял и «налог» на капитальный ремонт, который взимается, исходя из метража квартиры, в том числе с собственников новостроек.
В законопроекте пока нет слова «пятиэтажки». Там сказано, что сносу подлежит всё, что попадет в программу реновации, в том числе дома аналогичные по конструкции тем, которые по своим сериям и шифрам проектов попадают под снос, и расположенные в том же квартале. И серии, и шифры, и аналогию будет определять городская администрация.
Несомненно, в целом данный законопроект знаком по устремлениям застройщиков 90-х годов, которые и так обезобразили заметную часть Москвы, и выражает их давние чаяния.
Поскольку в той или иной степени программа уничтожения не ветхих, не подлежащих сносу домов была увязана застройщиками с предвыборной президентской кампанией, происходящее ставит в зависимость предвыборную кампанию от разного рода бесчинств застройщиков и отъема частной собственности в столице.
Без особых сомнений возникает прямая аналогия программы сноса не ветхих и не аварийных домов, которые на 90% и более принадлежат частным собственникам, с известными историческими событиями – обещаны НОВЫЕ ЭКСПРОПРИАЦИИ.
Москвичей, которые стали собственниками жилой недвижимости после экономических изменений 1991 года, собираются лишать имущества и с «барского плеча» при помощи судов и давления переселять на условиях, которые администрация города сочтёт достаточными.
В законопроекте упоминается мнение лиц, мнение населения, которые будут определять -  кому владеть недвижимостью, а кому не владеть. Население – это не только москвичи, но и приезжие, временно зарегистрированные и иностранные граждане[3].
Проект старается как можно реже упоминать словосочетание «частная собственность». Видимо опять будут приниматься фиктивные решения, соседи будут писать за соседей, кто-то будет уничтожать чужую недвижимость вместе с дорогостоящим ремонтом без какой-либо компенсации, работники служб ЖКХ будут «голосовать» на собраниях (как это часто бывает на публичных слушаниях), будут решать — кому сохранить недвижимость, у кого отобрать и кого нужно выселить.
Более двадцати лет противодействовали в регистрации общего долевого имущества.
Прямым указанием закона было установлено, что регистрация права на помещение в многоквартирном доме является одновременно регистрацией права на общее долевое имущество в таком доме[4]. Многоквартирные дома, в которых были приватизированы квартиры, согласно закону, считались приватизированными полностью или частично, а приватизация зданий запрещалась и запрещается до сих пор, если одновременно со зданием не приватизируется земельный участок, на котором он расположен[5]. С самого начала приватизации было сказано, что действительны ранее выданные землеотводные документы, земельный участок переходит к новым собственникам на том же праве в том же объеме.
Руководство Москвы гарантировало всем своим движимым и недвижимым имуществом, что земельные участки москвичей не пострадают и не пропадут[6].

В итоге лица, исполняя свой умысел по сокрытию регистрационных документов на недвижимость, созданную в советский период, рассчитывая «поживиться» в этом правовом вакууме, в течение нескольких десятилетий блокировали регистрацию жилых многоквартирных зданий, которые с самого начала по закону именовались приватизированными полностью или частично, блокировали перерегистрацию земельных участков, скрывали документы.
Дома, которые должны были числиться имущественными объектами, умышленно не были зарегистрированы как таковые (как объекты права), а числились как множество отдельных квартир.
Общее долевое имущество, которое является обязательной частью многоквартирных домов, не зарегистрировано повсеместно. Граждане в судах в течение многих лет не могут добиться регистрации права на общее имущество, имея все необходимые для регистрации документы.
В общую картину происходящего «хорошо» вписывается отмена выдачи свидетельств о праве летом 2016, в том числе на жилые помещения[7]. Росреестром выдается за деньги только кратковременно действующая выписка, а с 1 января с. г. электронный документооборот остановлен из-за разночтений баз данных в Роскадастре и Росреестре.

Это ревизия политического прошлого, связанного с правопреемством от СССР, и пересмотр всех социальных и общественно-политических обязательств Российской Федерации как государства-продолжателя СССР.
Все издержки, которые российское общество и государство будут нести в результате этих действий, связаны только с получением прибыли группой застройщиков.
Речь идет о группе лиц, которая на протяжении двух десятилетий на условиях по сути конспиративности пыталась повернуть вспять результаты приватизации, в которой непосредственно приняла участие значительная часть граждан страны. Та группа, которая более 2-х десятков лет на конспиративных условиях уродовала законодательство и скрывала сведения об объектах (земельных участках), подлежащих регистрации, не выдержала условий собственной «игры», и за 5 минут до финиша они радостно раскричались, что они добежали первыми, и сейчас-сейчас они отнимут у людей квартиры, сейчас они уничтожат все проекты планировки советских лет, о чем говорится в законопроекте.
По сути замах взят достаточно большой – это отмена частной собственности на квартиры (пока в отдельных кварталах).
Главное правомочие собственника – это распоряжение[8].  Мы видим, что неожиданно распоряжение нашей собственностью оказалось в руках городской администрации.
Частная собственность обернулась для нас только правом пользования. Нет у нас с вами частной собственности.
Развитие событий в предыдущие годы, которые привели к сегодняшней ситуации, неоднократно описывали.
Например, здесь.


[1]  ст. 210, 211 Гражданского кодекса РФ
[2]  ст. 35 Конституции РФ
[3]  Закон г. Москвы от 5 мая 2010 г. № 17 «О Генеральном плане города Москвы»
[4]  ч.2 ст.23 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ (утратил силу с 1.01.2017), ч.1 ст.42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ (действует с 01.01.2017)
[5]  Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.20 исключить01 № 137-ФЗ
[6]  Положение о единой системе регистрации юридических, обязательственных и , своеобразныйдепутатов 12.10.1992 «О реализации земельного законодательства Российской Федерации в Москве» (Вестник Московского Совета народных депутатов № 6, 1992)
[7]  Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
[8]  ст.209 Гражданского кодекса РФ.


PS – использован материал Общественного движения «За Москву» от 15 марта 2017 г.  

При реализации проекта реновации жилищного фонда в Москве  необходимо исправить имеющиеся пороки в МКД

Тотальная с 1991 года приватизация квартир государственного жилищного фонда страны, состоящего в основном из многоквартирных домов, привела к созданию в них 90% частных собственников жилья (около сотни миллионов совладельцев МКД). В результате образовался своеобразный многоквартирный дом несистемного вида – МКД-конгломерат, не имеющий аналогов в мировой практике.

Основные характерные признаки такого дома:

1.    Смешение форм собственности. В доме допущена смесь, конгломерат собственников и нанимателей (экономический показатель): собственники частных государственных и муниципальных квартир; коммерческие и социальные наниматели частных и государственных квартир; собственники, арендаторы и субарендаторы нежилых помещений, расположенных на первых этажах или в пристройках МКД.
2.    Смешанный состав жильцов дома. Среди жильцов существует сильная социальная неоднородность (социальный показатель): наряду с состоятельными людьми квартиры приватизировали небогатые, бедные, малоимущие, маргиналы, наркоманы; среди жильцов постоянно происходит социальное расслоение и серьезные житейские разногласия; объединение интересов людей и направление их на эффективное и безопасное содержание своего дома осуществляется с большим трудом и огромными временными и прочими затратами.
3.    Дом стоит на государственной (муниципальной) земле. Разорвана экономическая, политическая связь между домом и землей- основной постулат домовладения, что позволяет государственным (муниципальным) властям активно вмешиваться в дела совладельцев и фактически навязывать им свои решения и условия.
4.    Дом не установлен жилищным законодательством как единый самостоятельный жилой объект капитального строительства. Он не учтен в реестре Национального богатства России, не состоит на бухгалтерском балансе и только охвачен статистической формой. По нему не проводится техническая инвентаризация на предмет технического состояния.
5.    В МКД-конгломерате не создано юридическое лицо из совладельцев для управления домом, как единым объектом управления. Некриминальное создание юридического лица в МКД с большим и огромным числом совладельцев (от 10 до 1500 и более) представляет сложную практическую задачу. Поэтому число юридических лиц, созданных и работающих по инициативе совладельцев ничтожно мало (около 5% от общего числа МКД за 26 лет). При отсутствии органа внутреннего управления домом (ТСЖ, ТСН, ЖСК, ЖК, НП и др.), как инструмента наиболее эффективного для управления объектом, властью предлагаются другие способы внешнего управления – управляющими организациями коммерческими, муниципальными или завуалированными провластными. Как они работают и во имя каких результатов – известно.
МКД- конгломерат – это ключевое понятие, характеризующее жилье в современной России. Такой дом не обладает системными признаками, не имеет аналогов в мире! Он не воспринимается властями как объект управления!
Все попытки законодательной и исполнительной власти приспособить и вписать МКД-конгломерат в рыночные отношения как объект коллективной формы собственности, а всех совладельцев сделать домоуправами, тщетны. Российский МКД-конгломерат оказался очень устойчивой и живучей формой, он постоянно самовоспроизводится (как растение – борщевик, забивший всю страну от запада до востока, от юга до севера). Практически все построенные и после 1992 года до настоящего времени многоквартирные дома – это опять конгломераты: большая часть жилых квартир в новых домах продается в собственность; часть квартир отходит городу и отдается социальным нанимателям (очередникам, из аварийного жилья, из снесенного жилья, чиновникам в качестве ведомственного фонда и др.); нежилые помещения в домах оставляются за властью или продаются физическим и юридическим лицам. И вновь родился МКД-конгломерат!
Нарастающий моральный и технический износ жилищного фонда России и его объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры (количество аварийного жилья постоянно растет, несмотря на принимаемые меры по его сносу) приводит к превышению темпов старения жилищного и коммунального комплекса над темпами его реновации и реконструкции. Что в свою очередь ведет к росту крупных кустовых аварий, снижению качества жизни в многоквартирных домах!
Следовательно, выбранная властью ставка на МКД-конгломераты, как основу жилищного фонда страны, не верна, обречена на неудачу и нуждается в альтернативе!  

Выводы:
1.    Надо запретить тиражирование МКД- конгломератов
и начать создавать системный ряд жилья: а) кондоминиумы и б) муниципальные арендные дома (когда в одном доме все без исключения имеют одинаковую форму собственности жилой, нежилой, земли) – частную физических лиц и - государственную (муниципальную) для жителей по социальному найму; частные доходные дома и земля под ними (для физического или юридического лица).
2.    Нежилые помещения в новом многоквартирном доме должны
иметь ту же форму собственности, что и жилые квартиры
    - частную или государственную (муниципальную). Тогда будет легко
отследить эффективность управления частной или государственной собственностью, появится здоровая конкуренция.

Введение системного ряда многоквартирных домов в Москве из (1) частных доходных домов, (2) кондоминиумов для собственников, (3) арендных муниципальных домов для бедных и малообеспеченных граждан позволит:
- расширить возможности выбора жилья как у власти, так и гражданина России;
- значительно повысит и упростит мобильность граждан в пределах страны;
- снизит трудовую (маятниковую) миграцию граждан в перемещениях по маршрутам «Дом – Работа», «Работа – Дом».

Предлагаемый подход позволит освободиться и от существующих МКД-конгломератов, не подверженных сносу, путем выселения из них на новые объекты социальных нанимателей в арендные муниципальные дома (проект мною проработан и вполне реалистичен).

Независимый эксперт по жилищной политике,
председатель ТСЖ в Подмосковном поселке с 1999 года   В. Самошин  16.03.17 г.

Здоровый свет