НА ФОРУМАХ
89
3
87
2
81
2

Наука в Зоне. Отчуждение.

        26 апреля 2018 года весь мир в 32-й раз вспомнит о жертвах Чернобыльской катастрофы.
Пройдут поминальные службы и торжественные мероприятия, покажут фильмы, возможно, откроют мемориальные доски.

Но мало кто вспомнит как на протяжении 10-ти лет умирала наука, которая занималась изучением последствий аварии на четвертом энергоблоке непосредственно в так называемой Зоне отчуждения. Зона - это 30-километровая запрещённая для свободного доступа территория, подвергшаяся интенсивному загрязнению радионуклидами, на которую сразу после аварии было откомандировано большое количество научных коллективов.

Изучались практически все объекты и компоненты, загрязненных радиоактивными веществами экосистем. Кроме того, значительная часть исследований имела практическое назначение – выработка предложений по ликвидации последствий катастрофы. Например, изучалась эффективность работы тех или иных средств защиты органов дыхания. Радиобиологи изучали защитные свойства разных пищевых добавок и химических соединений для снижения воздействия излучения на организм человека. Научные работы велись по изучению поступления радионуклидов в организм сельскохозяйственных животных и растений и на основании полученных результатов исследований предлагались технологии ведения сельского хозяйства на загрязненных территориях.

В зоне отчуждения были развёрнут штаб Академии наук, действовали экспедиции и оперативные группы ведомственных научных подразделений (Госкомгидромета, Минсредмаша, Минздрава, ВАСХНИЛ, Минобороны и др.) Труд учёных был здесь нужен как никогда. Прежде всего, требовалось описать новую реальность, которая возникла в результате катастрофы. Полученную информацию требовалось в короткие сроки переработать в конкретные результаты – управленческие решения, новые технологии, инженерные и технические решения. Этим тоже занимались учёные. Кроме этого, пришлось пересматривать большинство стандартных, для мирной жизни, технических работ. Их выполнение в условиях загрязнения среды и мощных полей излучения требовало нового порядка, как использования людей – «живой силы», так и техники. Таким образом, большинство работ в зоне отчуждения имело научное сопровождение.




    Всё вышесказанное относится к периоду до 1991 года – первая пятилетка после аварии. В то время наука стала неотъемлемым атрибутом зоны отчуждения, а учёные — одним из отрядов армии ликвидаторов.

Все изменилось с распадом СССР. К счастью, успели возвести Саркофаг, запустить уцелевшие энергоблоки ЧАЭС и очистить большинство территорий от радиологических загрязнений прежде, чем пришли «лихие 90-е». Украина скатилась в глубокую экономическую яму и страдала от детских болезней «самостийной» жизни, добавилось снижение актуальности, остроты восприятия проблемы.   Статус операции снизился с общесоюзного до республиканского, финансирования сократились, научные группы перешли на самообеспечение, для выполнения работ активно привлекались подрядчики из научных организаций с «большой земли». В результате «Наука» утратила свою самодостаточность. В цикле исследований ученым оставили только сбор материала в полях зоны отчуждения и его первичную обработку. Это привело к падению статуса кампании в академической и экспертной среде.
В 2002 году было принято решение о сокращении научных подразделений. Желающим предлагалась работа в Институте МЧС, но этим предложением воспользовались единицы. Значительная часть, в силу возраста, ушла на пенсию. Некоторая часть, около 10%, осталось в зоне отчуждения, перейдя на работу в научные и экспертно-аналитические подразделения предприятий зоны. Остепенённые сотрудники вернулись в свою исходную среду — отраслевые и академические институты. Часть материальной базы была передана на баланс организаций, которые занимаются мониторингом и научными исследованиями.
Полигоны и полевые базы были сняты с баланса и потихоньку разрушаются. Подавляющее большинство из них сегодня не используются.


      В заключение скажу, что было бы ошибкой считать, будто бы за 30 лет со дня катастрофы, все проблемы разрешены либо утратили свою важность. Как раз дело обстоит совсем наоборот. И практически во всех областях. Просто в нынешних условиях наше общество живет по принципам: авось обойдется, пока гром не грянул, глаза не видят — душа не болит, и т.д.
Беда в том, что:
  1. мы теряем старые и не приобретаем новые научные кадры,
  2. мы теряем потенциальную, крайне ценную и более никогда невосполнимую научную информацию,
  3. общество, извините, тупеет (поскольку некому его образовывать), ученым сейчас становится не практик, собаку съевший на предмете своих изысканий, а тот у кого денег много,
  4. когда «гром грянет» у нас будет весьма кислое выражение лица, поскольку не будет достаточного количества или даже, не приведи Господи, вообще не будет осведомленных людей (прямой перевод слова «интеллигентный»), которые что-то смогут сказать толковое по данной проблеме.




И признаки такой «кислости выражения» уже сейчас витают над Чернобылем. Специалистов, которые что-то еще изучают, экспериментируют, регулярно читают научную литературу, сами регулярно публикуют свои результаты и представляют их на конференциях — кот наплакал, в некоторых областях практически не осталось. На смену им выходят прохиндеи, там недалеко и до мракобесия. Печальные перспективы, если не одумаемся.
Статья подготовлена по материалам сайта


Ссылки по теме:

Чтобы помнили
Чтобы помнили! Фильм "Земля забвения"
Чернобыль. Мина замедленного действия.
Как выглядит герой глазами современного школьника?
Как беседовать с детьми о Чернобыле
Легасов В.А. - Борьба за "чернобыльскую" правду.
Учащиеся школы имени В.А.Легасова почтили память жертв аварии на ЧАЭС
Внимание, конкурс!

Здоровый свет