НА ФОРУМАХ
37
174
2
305
2

История Москвы: Москва многонациональная

Надо сказать, что Москва издревле была гостеприимным городом. Еще с XII в. ее заселяли не только славяне, но и другие народы. В 1237-1238 гг. орды хана Батыя напали на Москву, разграбили и сожгли ее, однако довольно скоро она опять начала заселяться за счет беженцев из окрестных сел и деревень, да и из таких городов, как Тверь, Новгород, Дмитров и др.

В числе первых иноземных поселенцев были греки, а среди них священники, переводчики, иконописцы (вспомним, например, известного мастера-иконописца Феофана Грека), которые участвовали в росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Но были среди греков ремесленники и торговцы.

Особенно значительная миграционная волна греков последовала после женитьбы в 1472 г. Ивана III на Софье Палеолог - племяннице последнего византийского императора. Греки основали в Москве целую колонию, причем сначала они расселялись в центре - между улицами Никольской и Ильинкой, а затем переместились за р. Яузу. Трудно переоценить их влияние на религиозную и культурную жизнь столицы.

На жительство в Москву прибывали и татары из Орды, а также крымские и ногайские татары (москвичи называли их басурманами). Об этом свидетельствует топонимика некоторых улиц столицы: Большая Ордынка (здесь жили «ордынцы»), Толмачевский переулок (толмач - переводчик), Большая Татарская улица, Крымская площадь.

Когда при Иване III в Московском Кремле начали сооружать стены, башни, соборы и т.д., то потребовались специалисты. И в столицу были приглашены итальянские архитекторы и строительные мастера (в основном из генуэзской торговой колонии Сурож в Крыму). Некоторые итальянцы (сурожане) осели в Москве надолго, отстроили себе дома, лавки и завели торговлю шелковыми тканями, драгоценностями, стеклом.



d1bc876f39c1fcd9cdefa313ad16f33d.jpg
Васнецов "В Кремле"

Приезжали в Москву гости и из Италии – венецианцы и генуэзцы, особенно в XV в. Их называли «фряги» или «фрязины». Так, по приглашению Ивана III в столице строили и перестраивали соборы и дома, а главное - Кремль, Аристотель Фиоравенти, Алевиз Фрязин Миланец, Марк Фрязин, Петр Фрязин. Многие из них осели в Москве, женились на русских и даже принимали православие. Память об этом сохранилась, например, в названии подмосковного города Фрязино.

Среди ремесленников и купцов, приезжавших в столицу, было много немцев («ливонцев» и «остезийцев»), а также эстонцев и латышей («лифляндцев»). Надо сказать, что тогда немцами называли выходцев не только и Германии, но и из Англии, Скандинавских стран.

В Москву приезжали и оседали в ней выходцы из разных стран Азии и Европы.

Сначала иноземцы, особенно богатые и именитые, селились близ центра города: строили себе усадьбы, торговые лавки, склады и т.д. Были у них и свои церкви (лютеранская и кальвинистская), где они свободно отправляли религиозные обряды, поскольку Русская Православная Церковь относилась к иноверцам без предубеждений.

Однако при Иване Грозном (1533-1584) иноземцев начали притеснять и выселять за городскую черту - за р. Яузу. Это поселение стало называться Немецкой слободой. Во времена правления Ивана Грозного были даже разрушены церкви иноземцев, а строительство новых не поощрялось. Более того, опричники устраивали погромы домов и лавок «ливонских» купцов.

«Ливонцами» в те времена называли пленных немецких торговцев и ремесленников, которые были вывезены по приказу Ивана Грозного из городов Нарва, Дерпт и др. в ходе Ливонской войны. Многие иноземцы из числа пленных были искусными мастерами по изготовлению оружия - бронниками, которые делали холодное оружие и броню для русских войск (об этом напоминают названия: Бронная, Пушечная, Кузнечная слобода, а теперь - улицы).

С XVII в. отношение к иноземцам меняется в лучшую сторону - многие из них получают разрешение строиться и селиться на центральных улицах города, возводить в Москве свои храмы. А уж Смутное время оказалось и вовсе благосклонным для голландских, итальянских, английских, немецких купцов, которые толпами съезжаются в Москву. Однако вместе с торговыми и мастеровыми людьми сюда приезжают авантюристы и просто разбойники. Среди приезжих были разные люди и относились к ним в разное время по-разному.

При царе Михаиле Федоровиче (1613-1645) - первом из рода Романовых и его сыне Алексее Михайловиче (1645-1676) иноземцы (не принявшие православия) постепенно переселяются за Покровские ворота в Кукуй (в Немецкую слободу). Здесь строятся новые дома, усадьбы, школы и церкви (лютеранская, кальвинистская, английская).
Несмотря на протекционистскую политику Алексея Михайловича по отношению к русским купцам и ремесленникам, все же усиливается приток иностранных купцов, мастеровых, военных в Москву.


1a770bca387ae49542002b8aff025909.jpg
Боев Сергей. "Москва. Немецкая слобода (Лефортово)"

При Петре I (1682-1725) число жителей Немецкой слободы выросло очень значительно. При этом коренным образом меняется их состав: в Москву приезжают специалисты по военному и рудному делу, инженеры и архитекторы, врачи и аптекари.

В Немецкой слободе в те времена уже существовали железоделательный завод, одна из первых мануфактур по производству шелка, бумажная фабрика. По приказу Петра I там строится казенная полотняная фабрика.

В Немецкой слободе жили друзья и соратники Петра I - Ф.Я. Лефорт, Я.В. Брюс, П. Гордон и др. Они много сделали и для становления Петра I как личности, и для развития русской армии, книгопечатного дела, науки, промышленности. Петр I основал в Москве Школу навигационных и математических наук, многие преподаватели которой были иноземцами. Греки по происхождению И. и С. Лихуды преподавали в Славяно-греко-латинской академии. Немецкая слобода из не обрусевших иноземцев оказала сильное влияние на Петра I .

В послепетровские времена в Москву по-прежнему приезжало много немцев, французов, итальянцев, поляков, армян, евреев. Они пополняли ряды торговцев, преподавателей, гувернеров, портных, модисток и т.д. Французские и итальянские актеры играли и пели в московских театрах, участвовали в культурной жизни столицы.

Богатые купцы-иностранцы имели крупные магазины колониальных товаров, одежды и обуви (из 18 модных магазинов, располагавшихся тогда на Кузнецком мосту, русским был только один), ювелирные магазины, книжные и мануфактурные лавки, а предприниматели открывали новые заводы и фабрики. Все это очень способствовало развитию русской промышленности и торговле.

В послепетровские времена иностранцы продолжали активно участвовать в культурной и экономической жизни города.
____________________________________________________________________________________________________­___
______________________________________________
История Москвы: Городское управление Москвы
История Москвы: XX век - эпоха революций и войн
История Москвы: Культурная и идейно-политическая жизнь Москвы в XIX веке

Здоровый свет