НА ФОРУМАХ
67
99
165
1

Учимся критиковать конструктивно

e8da1f9de6e0f5adfeb96a149818ff8a.jpg

Вчера мы начали говорить о критике в аспекте того, как адресату критики научиться принимать ее без ущерба для своего душевного состояния. Сегодня же я хочу рассмотреть не менее (а может даже и более) важную сторону вопроса, а именно критика. Ведь от него зависит очень многое, то, как и что будет сказано, может иметь вполне конкретные последствия. И я конечно не говорю тут о тех критиках, чья задача обидеть, растоптать, унизить и так далее критикуемого. Я говорю о тех, кто действительно хочет помочь улучшить что-то в работе, поведении и тп другого человека и ему кажется, что он может это сделать.

Первое - это всегда уважение! Уважение к собеседнику необходимо для любой коммуникации, но для критики особенно. Если вы не уважаете оппонента, лучше даже не начинать.
Второе - проанализируйте вашу цель, действительно ли вы хотите и главное можете помочь человеку, высказав своей мнение? Если так, что соблюдая определенные правила это вполне реально сделать.

Если вы решили высказать кому-то свои замечания относительно его работы, поведения или еще чего-то:
  1. Будьте максимально конкретны, если вы знаете что-то, что противоречит работе, скажите об этом, лучше всего, указывая источник информации.
  2. Если речь идет о поведении другого человека, обязательно отделяйся самого человека от его поступка. И также будьте очень конкретны, называя то, в чем другой был неправ и обязательно раскрывайте почему.
  3. Будьте уважительны, давайте другому право воспользоваться или не воспользоваться вашими рекомендациями и знаниями. Следите также за тоном и словами, которые вы выбираете.
  4. Говорите о том, что «с вашей точки зрения» было бы неплохо изменить или улучшить.
  5. Если вы видите, что человек воспринимает все слишком лично, обратите его внимание на это, честно сказав, что это не о нем, а о его работе идет речь, что он остается для вас интересным и приятным/уважаемым и так далее. Если это не спасает, лучше прекратить разговор, так как человек скорее всего не сможет воспринять то, что вы пытаетесь сказать.
  6. Ну и конечно выбирайте время для разговора так, чтобы была возможность договорить, все обсудить, а не делать это быстро и бегом.
  7. Ну и конечно лучше всего выдавать критику по запросу, если вас спросили о вашем мнении, оценке, попросили помочь улучшить что-то в работе, это дает больше шансов, что человек готов услышать не только похвалу, но и критику. Еще одна ситуация, когда можно сказать, что думаешь, если вы уверены, что без ваших комментариев, другой может попасть в какую-то неприятную историю, то есть, если вы уверены, что такая помощь действительно необходима.
Почитать еще:
Учимся принимать критику
Внутренний критик
Бороться и искать, найти и перепрятать...

Здоровый свет