Вчера мы начали говорить о критике в аспекте того, как адресату критики научиться принимать ее без ущерба для своего душевного состояния. Сегодня же я хочу рассмотреть не менее (а может даже и более) важную сторону вопроса, а именно критика. Ведь от него зависит очень многое, то, как и что будет сказано, может иметь вполне конкретные последствия. И я конечно не говорю тут о тех критиках, чья задача обидеть, растоптать, унизить и так далее критикуемого. Я говорю о тех, кто действительно хочет помочь улучшить что-то в работе, поведении и тп другого человека и ему кажется, что он может это сделать.
Первое - это всегда уважение! Уважение к собеседнику необходимо для любой коммуникации, но для критики особенно. Если вы не уважаете оппонента, лучше даже не начинать.
Второе - проанализируйте вашу цель, действительно ли вы хотите и главное можете помочь человеку, высказав своей мнение? Если так, что соблюдая определенные правила это вполне реально сделать.
Если вы решили высказать кому-то свои замечания относительно его работы, поведения или еще чего-то:
- Будьте максимально конкретны, если вы знаете что-то, что противоречит работе, скажите об этом, лучше всего, указывая источник информации.
- Если речь идет о поведении другого человека, обязательно отделяйся самого человека от его поступка. И также будьте очень конкретны, называя то, в чем другой был неправ и обязательно раскрывайте почему.
- Будьте уважительны, давайте другому право воспользоваться или не воспользоваться вашими рекомендациями и знаниями. Следите также за тоном и словами, которые вы выбираете.
- Говорите о том, что «с вашей точки зрения» было бы неплохо изменить или улучшить.
- Если вы видите, что человек воспринимает все слишком лично, обратите его внимание на это, честно сказав, что это не о нем, а о его работе идет речь, что он остается для вас интересным и приятным/уважаемым и так далее. Если это не спасает, лучше прекратить разговор, так как человек скорее всего не сможет воспринять то, что вы пытаетесь сказать.
- Ну и конечно выбирайте время для разговора так, чтобы была возможность договорить, все обсудить, а не делать это быстро и бегом.
- Ну и конечно лучше всего выдавать критику по запросу, если вас спросили о вашем мнении, оценке, попросили помочь улучшить что-то в работе, это дает больше шансов, что человек готов услышать не только похвалу, но и критику. Еще одна ситуация, когда можно сказать, что думаешь, если вы уверены, что без ваших комментариев, другой может попасть в какую-то неприятную историю, то есть, если вы уверены, что такая помощь действительно необходима.
Учимся принимать критику
Внутренний критик
Бороться и искать, найти и перепрятать...