НА ФОРУМАХ
258
2
33
167
1

Кризис перепотребления или жизнь по-новому - «Экономии нет, сбережению да»

35f8dfc4c6fd12007781f752ff917878.jpg

Для этой статьи необходима преамбула, сразу скажу, написана она для людей со средним уровнем достатка и выше, а ведь таких немало. Люди с доходом ниже среднего, наверное, до моих размышлений давно дошли сами, в любом случае, в этой статье речь не о них.
  В последний год только ленивый не говорит про кризис, про падение уровня жизни и снижение потребительской активности. Я достаточно давно обратила внимание на поведение как потребителя - российских граждан, оно существенно отличается от того же поведения среднего европейца.

Несколько лет назад на заявление моего знакомого баварца, занимающего, между прочим, достаточно высокий государственный пост, что он предпочитает покупать дорогие, но качественные классические вещи хороших немецких производителей и показал на свою куртку, которую он носит восемь лет, я только про себя пожала плечами, у всех свои странности. Но за последние годы мой взгляд на это изменился и причины этому не только в финансах, наверное, поменялась философия жизни. Бережливость европейцев иногда нам, русским, кажется сродни скупости, возможно. Некоторым из нас странно экономить воду или свет, если дома жарко, мы чаще откроем окно, а не уменьшим нагрев батареи и продолжать этот список можно бесконечно долго.

В то же время, знаете ли вы, что уже порядка 40% людей на земле испытывают недостаток пресной воды, по оценкам экспертов, к 2015 году 1,8 млрд. человек будут жить в странах или регионах с абсолютным водным дефицитом?
Когда я начала просто читать об этом, рука сама стала закрывать льющуюся воду, когда я, например, чищу зубы. Это был первый шаг к тому, что бы задуматься о необходимости сбережения ресурсов, не только моих личных, но, получается и глобально на мировом уровне, как ни пафосно это сейчас звучит.

Наверное, мне проще, чем многих другим людям, я не смотрю телевизор, то есть, конечно, смотрю, но только фильмы из собственной фильмотеки, а значит - ограничиваю поток рекламы и потребительской идеологии, направленный на среднестатистического человека.
 О чем эта идеология?
«Потребляй, потребляй, потребляй. Чем больше ты потребляешь, тем успешнее ты выглядишь в глазах общества. Купи, ты же крутой, ты можешь себе это позволить.» и т.п. К примеру, Diesel «для успешной жизни», вроде как без этих джинсов ты уже и не успешен, а гениальный слоган WalMart – «экономь деньги, живи лучше», призывает покупателя тратить деньги, испытывая при этом ощущение экономии. Российская рекламная индустрия не отстает, я думаю слоганы «Вкус победы» или «Мы заботимся о вас» угадают все.

Нам старательно вбивают в головы, что ощущение счастья может быть связано с потреблением. Отчасти, благодаря созданным стереотипам – да, ты купил что-то недостижимое и испытываешь ощущение полета, я смог, я достиг, но только очень короткое время. Вторая шуба радует намного меньше первой, а пятую ты с трудом отличаешь от десятой.
Что-то напоминает?
Конечно, эффект наркотика. Как вам, например, слоган одной сети магазинов «Восполняем недостаток радости»?

И какой результат? Забитые вещами шкафы, ведь постоянно выходят новые коллекции, нужно быть модным или как сейчас говорят, «в тренде». Необдуманная импульсивная покупка ненужной дорогостоящей техники - «сегодня две машинки для чистки ушей по цене одной!!!!» (и я не шучу, в гостинице случайно включила канал «Магазин на диване»). Шестые айфоны у людей, которые с трудом доживают на свою зарплату до конца месяца и как следствие, растущие задолженности по кредитам, депрессии, ощущение своей малозначительности на уровне всеобщего уровня жизни и многое многое другое, я думаю, любой психолог даст в этом отношении характеристику лучше, чем я.
Нет только ощущения счастья.


Что бы дополнить свои наблюдения профессиональным мнением, я обратилась за комментарием кандидату психологических наук Оксане Кондратюк. Кризис в головах! На высказывание людей, что сейчас кризис, что тяжело, я говорю – «Мы родились, живем и умираем в кризисе! Кризис норма для человека, без него нет роста!» Отдельная тема — это потребление человека, что хочет он заменить, заесть, «зарадовать», забаловать себя! Все мы порой бежим, бежим куда-то, сами не замечая, а жизнь находится «в здесь и сейчас»! И нет потом, нет завтра, и вопрос чрезмерного потребления, точнее, ответ на него лежит в этой плоскости. Человек существо духовно - ориентированное, состоящее из Дух – Душа - Тело! И если человек не взращивает себя внутренне, он будет жить телесно - потребительски, постоянно удовлетворяя свои низменные потребности. Конкретнее - чрезмерное потребление — это зависимость и не важно, какая алкогольная, табачная, шопоголия... все это зависимость».

Сфера моих жизненных интересов достаточно широка, в том числе, я интересуюсь модными сейчас течениями по энергетике человека, пространства, вещей. Захламляя свой дом, мы уменьшаем не только физическое пространство жилища, мы ухудшаем энергетику. Представляете себе запах затхлости и пыли, который часто сопровождает неопрятные дома? Вот такой же примерно эффект и на энергетическом уровне, что крайне негативно сказывается на всех сферах жизни – работа, финансы, отношения, здоровье.

Что делать? Ответ простой – наводить порядок, причем начинать с самого простого – окружение. А именно, начинать контролировать свою жизнь и наводить в ней порядок, делать то, что не всегда нравится, но неизменно приносит хорошие плоды. Начинаешь контролировать питание и расходы, остальное тоже встает в колею. Наводишь порядок на одном уровне, другие уже автоматически начинают подтягиваться, это системный закон. И начинать порядок нужно со своего дома, я вот, обычно, в первую очередь, обращаю внимание на гардероб.

Уверена, что все знают – в доме не должно быть сломанных, грязных, неиспользуемых вещей. Все, что мы держим «на черный день», неизбежно к этому черному дню нас притягивает. Что делать? Чинить, выкидывать, отдавать. А как же сбережение, спросит кто-то, если выкидывать и отдавать? Вот тут-то и возникает интересный парадокс – открывается разница между экономией и сбережением. Когда мы, например, наводим порядок в гардеробе (неспроста я начала говорит именно про него и в следующий раз я обязательно поделюсь своим опытом, что мне помогло одновременно и хорошо выглядеть, и быть бережливой), мы, во-первых, можем четко понять, каких вещей не хватает, и это позволит избежать импульсивной покупки «сто пятой» однотипной, ненужной кофточки на распродаже, а во-вторых, освободить место и, соответственно, почистить энергетику пространства.
Итог – сберегаем ресурсы как финансовые, так и энергетические.

А сохраненные ресурсы лучше направить на то, что позволяет нам расти, развиваться или просто получать удовольствие и впечатления – образование, здоровье, путешествия и, как я это называю, приятности для души, например, сходить с ребенком в кино или кафе и поболтать по душам.

Гагарина Светлана

Интервью Светланы Гагариной.
Гардероб. "Экономии нет, сбережению да"

Здоровый свет