Красивое фото из интернета
Вчера мы с дочерью ходили в очередной музейный поход. Объектом нашего посещения стал Центральный военно-морской музей. Один из старейших музеев нашей страны и один из крупнейших морских музеев мира. Всем известно, что судьбы Санкт-Петербурга и российского морского флота неразрывно связаны. Две задачи решались Петром одновременно – создание морского флота и выход России в море. В 1709 году по приказу Петра при Адмиралтействе была создана модель-камера, в которой хранились все модели кораблей, сошедших со стапелей адмиралтейской верфи. Позже к ним стали добавляться и другие модели. Модели были нужны и для истории, и для развития кораблестроения. Сейчас экспозиция музея насчитывает более 2 000 моделей. Позже к ним стали добавляться и другие предметы, связанные с российским флотом – приборы, части реальных кораблей, обмундирование и амуниция, вооружение, боевые знамена и флаги, вещи русских флотоводцев, картины художников-маринистов, награды, техника, подлинные документы с автографами русских императоров.
В 1939 году значительно расширившаяся музейная коллекция переехала в здание Биржи на стрелке Васильевского острова. А в 2013 году было принято решение перевезти коллекцию в здание Морских (Крюковых) казарм на площади Труда. Когда я попала туда в первый раз, в 2014 году, центральный зал музейной экспозиции был еще в состоянии разработки. В этот раз музей предстал перед нами во всей своей красе. Здание музея светлое, просторное, просто огромное. Экспонаты чувствуют себя вольготно. Всего в музее 19 залов. Собрание Центрально Военно-Морского музея не уступает собранию Британского Национального морского музея в Гринвиче.
Центральное место в зале Славы Русского флота (том самом, что был еще закрыт в 14 году) занимает ботик Петра Великого, его еще называют «дедушка русского флота». Этот ботик был подарен двоюродному деду Петра кем-то из английских королей и долгое время хранился в одной из кладовых, где его нашел энергичный юный Петр, мечтавший о мореходстве. На нем он учился управлять парусами на Яузе, под Москвой. После смерти Петра на территории Петропавловской крепости было построено специальное небольшое здание для этого ботика, который долгое время хранился там, а потом переехал в Военно-морской музей. Сейчас в этом здании стоит копия ботика (и располагаются кассы Петропавловского собора). Самый старый по времени экспонат – лодка-однодеревка 13 века. Это такая длинная узкая лодочка, которую выдалбливали из цельного ствола дерева.
Бродить по залу Славы Русского флота можно бесконечно. Рассматривать модели кораблей, сделанные с точностью до мельчайших деталей, удивляться красоте и мощи их прототипов. Иногда вдруг делаются удивительные открытия. Мы ходили по залу, посвященному Русско-японской войне. В той части экспозиции, которая рассказывала о великой и трагической судьбе крейсера «Варяг», я стала тихонько напевать – Врагу не сдается наш гордый «Варяг», пощады никто не желааааееет… Спустя некоторое время Настя мне говорит – А я никогда не думала, что эта песня вот про этот самый Варяг. Я думала, варяг это имя нарицательное, ну, варяги, те древние воины.
Наше время было ограничено, и мы посмотрели не все. Ну что ж, будет повод вернуться.
Пойдемте бродить вместе с нами.
Зал Славы Русского Флота
Ботик Петра Великого, "дедушка русского флота"
Модели кораблей. Все модели очень старинные, некоторым по триста лет. Все сделаны в пропорции, кратной 12.
Подводные лодки. Первая в натуральную величину - на педальном ходу. Вторая - модель. В развитии подводного флота наши кораблестроители во многом опередили другие страны.
Это уже модели боевых кораблей на паровом или дизельном двигателях
Старинные морские приборы
Некоторые образцы формы и амуниции
Водолазные шлемы и водолазные ботинки
И напоследок
Подлинная часть винтовой лестницы с броненосца "Потемкин-Таврический"