НА ФОРУМАХ
229
2
182
2
204
1

Поединок

d0ae6e445c47bbc532820a0e40b6f14f.JPG

Автор Мансур Юсупов.

Долгими зимними вечерами, когда за окном завывала метель, по обычаю сельская семья Юсуповы как и многие другие семьи, собиралась в тепло натопленной комнате за традиционным татарским чаем.  Один такой вечер Мансур в детстве запомнил навсегда…
Еще утром из села Татарский Сайман к ним в село Чирклей приехал своим ходом, на собственной лошади, запряженной санями, завернутые в тулупы, дед Якуб с бабушкой Моршидой. «Значит, сегодня будет интересно!» – подумал Мансур, зная, что бабай (дед) обязательно расскажет какую-нибудь удивительную историю из своей жизни. Но услышанное вечером превзошло все его ожидания !  И не только его : отец с матерью и дед чирклейский с бабушкой тоже расположились рядом и внимательно слушали рассказы сайманского бабая.
- Бабай, ты же к нам ехал через большой лес, не повстречал ли волка, - спросил внук Мансур.  
- Мансур оныгым (внук), ты что боишься волков? – спросил бабай Якуб, лукаво прищурив глаза.
-  А я их еще ни разу в живую и не встречал! – ответил Мансур.
- Да, сейчас их мало в наших местах, а вот во время войны столько бед натерпелся народ от волчьих стай! Говорили, что хищники уходили от войны из белорусских и брянских лесов туда, где не было войны. В то время здесь,  в Ульяновской области,  их было  - не пересчитать!
- Наверное, это опасно -  встретиться с волком, - задумчиво сказал Мансур, как вдруг за окном послышался вой… Но мальчик, вздрогнув, понял, что это метель поет свою заунывную зимнюю песню.
- А вот послушайте одну историю!- ответил старый Якуб, потрепав челку внуку.
- Это случилось в далеком 44 –ом!  Один мой добрый приятель, Николай Семенович, вернулся с войны по ранению и жил в районном поселке Николаевка. Добрейшей души  человек был, пока  однажды не встретил волка… Он  часто ходил пешком через лес в соседнее село Поника к своему куму погостить или дела житейские решить. Вот и в тот декабрьский денек собрался. Как же отговаривала его жена, ссылаясь на полчища голодных стай волков, которых в то военное время было очень много: день короткий, мороз на улице, дорога опасная… Но ведь Семеныч решил, что, мол,  ему, фронтовику –то, чего бояться ? Уж нет…  Бояться волков – в лес не ходить! - сообщил он жене.
Бабай Якуб на минуту остановился, допив ароматный чай, и продолжил…
- Так вот, мороз стоял сильный- аж дух захватывало! Надел Семеныч ватные штаны, вязаные  шерстяные носки, валенки на ноги, свитер и теплый ватник, в народе именуемый «фуфайкой», а  поверх этого еще и  брезентовый плащ с капюшоном. «Морозу, - говорит, - тоже не боюсь», - и направился пешком в сторону села Поника. Думал, часа за четыре  по-светлому доберется до кума, там и заночует, а назавтра вернется… Тем более он пошел по основной дороге, где ездили на лошадях с санями, и,  если путешествие будет удачным, рассчитывал  по пути напроситься к какому-либо путнику в сани. Так вот, где-то через час бывалый фронтовик был уже на вершине лесного холма, что недалеко от Николаевки, и шел, напевая армейские песенки и вспоминая однополчан. Как вдруг…
- Что? Его встретил волк ? – не удержался Мансур.
- Да, из лесу внезапно выскочил и встал посреди дороги огромный волк, оскалив свою пасть и грозно рыча! В то время были случаи, когда голодные волки стаями нападали на людей, и Семеныч догадывался, в какую передрягу попал! Но оглядевшись вокруг, понял, что стаи и других волков не видно, а иначе было бы то для него верной смертью!
Возникший сначала страх немного отступил, и Николай Семенович стал смотреть вокруг, надеясь увидеть какую-нибудь палку, но всюду был глубокий снег, а вперёд и назад - только колея от повозок и саней. Окончательно придя в себя от страха, он начал грозно кричать на волка и, замахиваясь руками, пошел на зверя…
- Лучшая защита – это нападение,- решил Мансур, который уже рисовал в своем воображении всю картину происходящего и думал, как бы он поступил на месте героя дедушкиной истории.
- Волк, злобно рыча, отступал, но не уходил, наблюдая за ним с расстояния и не решаясь на открытое нападение. После нескольких попыток отогнать с дороги волка Николай Семенович понял, что  голодный хищник  на грани  бешенства -  и не отступить! Тут он пожалел, что не взял с собой хотя бы ножа из дома. И поэтому, стоя лицом к волку, молил бога, чтобы появились какие-нибудь повозки и люди, но дорога была пуста.
-  Прошел уже почти час, и Семеныч почувствовал, что начинает замерзать. Видимо,  поединка с волком не избежать. Ближе было вернуться в Николаевку, и он отправился обратно. Волк  пошел за ним следом, подбираясь и подготавливаясь к нападению сзади. Каждый раз Николай Семенович поворачивался к волку  и орал на него, отгоняя на расстояние. Так они прошли в сторону Николаевки метром двести. Волк, чувствуя, что добыча может ускользнуть, стал еще больше нервничать и злиться, подбираясь все ближе и ближе к человеку. Он уже не боялся взмахиваний руками и криков человека, явно готовясь к нападению. Это понимал и Николай Семенович, рассчитывая, что откуда-нибудь придет помощь на его крики. Но  человек и волк были одни, и им предстояло биться не на жизнь, а на смерть.
- Ну и ну…У него уже сил, наверное, не хватало! – представил Мансур.
- Иногда непонятно, откуда они берутся! Желание остаться живым  для человека, понюхавшего порох на  войне, не раз повидавшего смерть,  сделало его сильнее! Николай Семенович наконец решился на поединок со  страшным зверем.  Он застегнул все пуговицы плаща поверх фуфайки, натянул капюшон на голову, чтобы волк не мог вцепиться за шею сзади, снял и засунул рукавицы в карман плаща, чтобы наверняка схватить волка за шею и пошел в сторону Николаевки, прислушиваясь и озираясь.  Волк   резко побежал и стремительно прыгнул на словно попавшего в западню человека, стараясь вцепиться ему в шею. Но Николай Семенович, ожидавший этого момента,  успел резко повернуться и на лету схватил волка крепко за шею, но не удержался на ногах от веса волка и упал на спину.  Держа зверя за шею, он перевернулся и подмял его под себя, схватил и второй рукой волка за шею и уже двумя руками прижал к земле, и неистово начал душить хищника, рыча сам не меньше зверя. . .
- Вот так схватка! – в один голос сказали все, изумленно покачивая головой.
- Волк, чтобы вырваться, начал лапами драть одежду человека, разорвал когтями всеми пуговицы плаща, затем фуфайки и свитера. Николай Семенович продолжал душить зверя и чувствовал, как задними лапами волк   превращал в клочья  ватные штаны и уже ранил его ноги,  а передние лапы когтями  достали грудь.  От нестерпимой боли Николай Семенович  еще громче зарычал и, задрожав всем телом,  руками еще сильнее зажал горло волка, который, постепенно задыхаясь, замедлил движения лапами и притих…
-  Он его убил?-  спросил  потрясенный Мансур.
- Только окончательно убедившись, что волк мертв, он разжал руки и отпустил жертву! Весь в крови, обессиленный и тяжело дышавший, Семеныч  лег на снег и разрыдался…ведь мог запросто стать, добычей голодного волка, пройдя весь ад войны. Через несколько минут он услышал издалека звук подгоняемой лошади с санями, кто-то ехал в сторону Николаевки. Подъехавшие мужики увидели  жуткую картину: на снегу лежал мертвый волк и рядом с ним окровавленный человек…
- Значит, они помогли ему вернуться домой! - с  облегчением
вздохнули все.
- Сначала они отвезли Николая Семеновича в районную поликлинику. Долго заживали его раны, но душа так и не исцелилась!
- Как это? – не понял Мансур.
- После этого случая Семеныча будто подменили: из простого добряка он превратился в злого и жестокого человека. Даже взгляд его стал каким-то волчьим! Старики поговаривали, будто душа убитого волка вселилась в него…
-  А  это правда? Разве такое бывает?- удивился Мансур.
- Да кто ж его знает,  Мансур, только ведь бывают люди с волчьими душами!  Вот это, к сожалению, правда!

Блог Мансура Юсупова

Здоровый свет