НА ФОРУМАХ
38
1
48
1
69
1

Как Россия едва не осталась без Тютчева

21fef04bcc8466ebff57d70d01f63046.jpg

70caa1210a0a4b217b61a7f093285de2.jpg

56739c72c00bbfc13b8a6687fc68c76f.jpg

abaa6c80e7f205532fc2294a43df7592.jpg

Одна из самых противных фраз, которые я знаю, это «история не имеет сослагательного наклонения». В принципе, железобетонно верная формулировка. Но как же часто хочется возразить, мол, а очень даже жаль, что не имеет.

Не преставься безвременно далеко не старый еще лейб-гвардии ротмистр Глеб Алексеевич Салтыков, российская история не получила бы один из кровавейших и уродливых своих персонажей. Ведь супруга офицера Дарья Николаевна до смерти мужа была чудесной женщиной. Современники свидетельствовали, что она хороша собой и отменно набожна была, родила мужу двух сыновей. Казалось бы, нормальная помещичья семья с милыми дворянскими хлопотами и непременной церковью по воскресеньям.

Но Салтыков убыл в мир иной, на его вдову свалилось существенное состояние и неограниченные возможности, вплоть до нехороших излишеств. Последнее – вовсе не фигура речи, на дворе стоял XVIII век, крепостники, знаете ли, лютовали. 26-летняя вдова точно с катушек слетела, стала не просто издеваться над крестьянами, а в особенности над молодыми селянками, а превзошла многих изуверов и упырей мировой истории в изобретательности по части пыток. В литературу и учебники она вошла крови алчущей Салтычихой.

Однако вернемся к сослагательному наклонению, с которого этот рассказ и начинался. А знаете, иной раз вовсе не так уж и плохо, что история его не имеет. Салтычиха влюбилась. Бывает! Даже подобных ей моральных уродов сильнейшее из чувств настигает в самых неожиданных местах. Избранником вдовой помещицы стал дворянин Николай Тютчев, у них даже и завертелся было роман, но жених вовремя сбежал. Понял, что за фрукт перед ним.

А не ровен час дал бы он слабину и женился бы на Салтыковой? И все, не было бы великого русского поэта Федора Тютчева, которому Николай Андреевич приходился дедом. Во всяком разе, таким, каким он вошел в историю, Федор-то Иванович, точно не оказался бы. Бабка была бы другая, так еще и с таким странным устройством головы и звериным нравом. И уж совсем точно не было бы поэта Тютчева, удайся Салтычихе покушение на Николая Андреевича после того, как тот предпочел ей другую. С бомбой подсылала, так зла бывает любовь. Да что-то там у подрывников не задалось.

В общем, знаете, не так уж и скверно, что не бывает у истории сослагательного наклонения. Как бы мы обошлись вот без этого:

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».
Нельзя нам без этих строк. Никак нельзя!

Автор: Руслан Мармазов

Что почём было в Российской империи

Никто не забыт, ничто не забыто...! Ольга Чехова

Вся правда о Золушке

Здоровый свет