НА ФОРУМАХ
79
162
1
176
1

Дожить до «Рассвета». Окно в новый мир

28380cdb6db43156c1cb991c6e719648.jpg


Школа Бороздина


А еще Слава научился здесь рисовать (поначалу страх перед красками был панический). Но это уже на занятиях по другой методике – в «школе Алексея Бороздина». В Википедии о нем сказано, что он известный в стране педагог-новатор. Бороздин – музыкант, окончил в Новосибирске консерваторию по классу виолончели, преподавал в советские времена в музыкальной школе (ученики его более 70 раз становились лауреатами конкурсов, в том числе и международных) и как-то заметил, что музыка превращает «необучаемых» деток в талантливых (как позже выяснилось, этим свойством обладают и живопись, и театр). Решил проверить свои догадки. В 91 году открыл в новосибирском Академгородке школу для детей – инвалидов: располагалась она в заброшенном бараке. А потом выиграл международные гранты – фондов Сороса, Солженицына, и других. В 97 году получил премию фонда Сороса «Подвижник России» (к слову, фонд этот многим необычным российским детям помог, и кажется, беспокоился о них больше, чем российское государство - о том, как оно относится к ним, будет сказано ниже).

В школу Бороздина берут детей с любыми диагнозами – тех, от кого отказываются государственные школы, детсадики, медицинские центры. На форумах об аутизме много свидетельств людей, чьи дети эту школу прошли.

Вот пишет инженер из Кемерово: «Болезнь у нашего сына обнаружилась ко второму-третьему году жизни. Участковый психиатр с полгода исследовала его и сообщила, что наш ребенок неизлечимо болен. Увидели, что она потеряла к нему всякий интерес. Прошли у себя в Кемерово врачей всех уровней вплоть до профессоров и завкафедрой мединститута. Все они говорили примерно одно и то же: «Поверьте нашему опыту, это бесполезно. Не мучайте без толку ни себя, ни сына». Решили повезти его в Москву, показать светилам отечественной психиатрии. Попали там удачно к профессору – детскому психиатру: впервые от нее услышали, что наш ребенок может быть перспективным, но только в случае большой удачи и огромного подвижнического труда. Она сформулировала главную задачу: «собрать личность ребенка». Теперь-то мы знаем, что именно этим занимаются в Школе Бороздина… Поехали в Новосибирск и там сразу же случилось чудо: мой Вова стал разговаривать с посторонним человеком, чего прежде не делал никогда…».
Подобных историй множество. Родители пишут о том, что медики поставили крест на их ребятишках, а в этой школе они вдруг ожили, и в ней у них открылись способности к музыке, рисованию, и не только: есть дети, которые после нее пошли в обычную школу и стали быстрей всех в классе решать математические задачи и без ошибок писать диктанты.

Два года назад филиал школы Бороздина открылся в «Рассвете». Его руководитель Елена Толпекина рассказывает: - Я съездила в Новосибирск, понаблюдала, как там проходят занятия. изучала методику, которая у Алексея Ивановича вызревала больше 20 лет, он получил на нее патент. Пришел к ней опытным путем – наибольший эффект достигается, когда с ребенком работают три педагога, и эти занятия проходят индивидуально, в разных кабинетах, по полчаса: музыка, изобразительная деятельность (рисование, поделки из пластилина, бумаги), развитие речи. Дети переходят из одного кабинета в другой, и есть у нас комната большая, где они собираются вместе и сообща что – то делают: рисуют или слушают музыку, готовятся к спектаклю вместе с родителями – у нас же здесь есть свой театр.

Театральный Омский Проект

Театр «Плюс», где играют особенные дети - это как бы камерная сцена главного театра «Рассвета», который заслуживает отдельного описания. Он самодостаточен (ни рубля не получает от государства), один из самых успешных в городе, а профессиональных театров в нем много, здесь труппа – одна из самых молодых и талантливых, как говорят приезжие режиссеры, в стране, а среди них есть довольно известные – Александр Устюгов (много ролей в кино, лауреат премии «Чайка»), Галина Пьянова (основатель и худрук ART и ШОК), Игорь Григурко (бывший главреж пластического театра «ЧелоВЕК»). Свободных мест на спектаклях ТОП - театра нет, но с 8 февраля с.г. здесь проводится бессрочная акция «Со своим креслом - вход бесплатный» (для инвалидов- колясочников и сопровождающих).

Создателем Театрального Омского Проекта, точнее, идейным вдохновителем можно считать Ирину Полежаеву – дочь главврача «Рассвета» Нателы: - Она у меня тоже – особенный ребенок. Как-то сходили с ней в омский ТЮЗ: меня поразило, как она живо там на все реагировала. Подумала: а не затеять ли в санатории (тогда он еще не был реабилитационным центром – Г.Б.) театр? С этого и началось. Теперь Ирка – актриса, ведет богемную жизнь: аплодисменты, цветы. Я часто ей сама их вручаю. Играет не в главных, правда, ролях, но по-настоящему, сама зарабатывает, что для нее очень важно, в зависимости от занятости в репертуаре, немного получается – от 7 до 12 тысяч, но все-таки. Прошу: - Ирка, выдай мне на продукты и вижу, как она расцветает, довольная.
Смотрел «Феи из хрущевок» по пьесе Светланы Баженовой, молодой актрисы ТОП - театра и уже известного в стране драматурга - победительницы конкурса «Евразия», где жюри возглавляет Николай Коляда. Там Ирина Полежаева играет женщину зрелых лет. Играет точно, без нарочитой театральности, со знанием сермяжной правды, что удивило: откуда знать ее внучке омского экс-губернатора?

Несемейная драма

Да, Натела Полежаева – бывшая супруга сына бывшего областного главы, правившего Омским регионом 22 года. Именно после того, как она отделилась от главной его семьи, возникли у «Рассвета» большие проблемы. Что стало причиной конфликта, не говорит, заметила только: «Они ж небожители, разве потомки их могут быть инвалидами?». В советские времена «Рассвет» относился к омскому нефтеперерабатывающему заводу – санаторий и поликлиника обслуживали его работников. И эта связь до недавних пор оставалась незыблемой. - И вдруг три года назад ОНПЗ отменил тендер, который мы выиграли. А потом меня вызвал Леонид Константинович (в то время уже бывший губернатор – Г.Б.) и приказал отдать заводу поликлинику. Я этого не сделала. Пришли ночью перед самым Новым годом, ломами выворотили технику, на которую мы боялись дышать, она стоит 300 миллионов рублей, бросили в грузовики и вывезли на холодный склад. Большинство врачей остались – получали пособия по сокращению и работали бесплатно. А потом расторгло с «Рассветом» договор областное министерство труда и соцразвития, сотрудничавшее с ним в рамках частно-государственного партнерства, затем министерство физкультуры и спорта и совсем недавно – облминздрав. «Теперь практически все связи с государством у нас обрублены». Началось его отторжение от «Рассвета» с того момента, когда в нем появился реабилитационный центр, где излечивают детей и взрослых, считающихся «безнадежными» с помощью инновационных методов – тем сочетанием их, которого нигде больше в России нет.

Окно в /новый/ мир

- В чем уникальность нашего центра? Он работает по принципу «одного окна»: медицинские методики сочетаются с арт-терапией, педагогикой. психологией. Главное что мы поняли: надо воздействовать на мозг, организм больного по всем возможным каналам связи – визуальному, аудиальному, кинестетическому, эмоциональному…Тогда он раскроет весь свой потенциал. И обязательно адаптировать его к жизни, чтоб он владел бытовыми навыками, если даст не прикроют нас, то в дальнейшем будет здесь и профобучение – чтоб человек, какой бы у него ни был диагноз, выходил отсюда с профессией в руках.
- Важно вот еще что – добавляет Елена Толпекина – Они, наши пациенты, все неповторимы, все – личности, и какие бы ни были замечательные методики, их нельзя использовать как шаблон. Составляется индивидуальная программа на каждого, заводятся на каждого реабилитационные карты: по кинезиотерапии, по творчеству, по общему образованию, по бытовым навыкам. После каждого занятия педагог или врач пишет минимум две страницы – что ребенок сделал, как себя вел. Это не те отчеты, которые пишет участковый терапевт, обслуживающий по 30 человек в день. Тут важны нюансы: чтоб знать, куда дальше идти, надо видеть всю траекторию.
Что «выводит из себя» парааутистов? Музыка, театр. Вот, рассказывает Елена Николаевна, он слушает музыку, классику, полчаса, сидит тихо – она его завораживает, и потом у него происходит «всплеск мозга» - выдает махом все задачи, никак с музыкой не связанные, на первый взгляд. Способствуют прорывам и театральные тренинги, которые проводят с особенными детьми топовые актеры и режиссеры. Там все по-серьезному: сценическая речь, постановка дыхания. «Режиссер с детьми катается по полу. Кто – то входит – он кричит: - Закрывайте дверь – вы мне всю энергию выпускаете!». 38 ребятишек вместе с родителями участвовали в спектакле, поставленном в «Театре плюс». Состоял он из разных сюжетов, один из них – про Эдисона, которого исключили из школы за «умственную отсталость». У Эйнштейна тоже подозревали ее - до 5 лет не разговаривал, в 9 говорил невнятно, и его дядя успокаивал его отца: «Не всем же быть профессорами».

Кто возьмется предугадать судьбу воспитанников «Рассвета», которым государственные медучреждения вынесли приговор?

Георгий Бородянский.

Продолжение следует.

Дожить до "Рассвета". "Это наш дом"
Нина Алексеевна Микоян, директор частной школы.

Центр реабилитации "Рассвет" - будем ходить и жить самостоятельно!

Здоровый свет