НА ФОРУМАХ
131
2
293
2
192
2

«Профессионалитет» - способ решить проблему нехватки кадров

vse-o-professii-konstruktor-tehnolog.jpeg

В преддверии завершения Года Педагога и Наставника, началось предварительное подведение итогов в сфере образования. В частности, ощутимые результаты дала программа “Профессионалитет”, которая стартовала в 2022 году.

«Профессионалитет» — это технология среднего профессионального образования с упором на практику. Программа призвана максимально приблизить уровень образования учащихся колледжей к потребностям рынка.

Задача программы: безотлагательно внести вклад в решение проблемы кадрового голода на предприятиях легкой, электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности и суверенитета нашего государства.

Программа «Профессионалитет» вошла в число 42 инициатив социально-экономического развития до 2030 года, инициированных президентом России Владимиром Путиным.  

«Подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики – это не чья–то корпоративная, частная задача, это общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда, а это, как вы знаете, одна из ключевых задач развития»

«Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин

Если брать все отрасли экономики, которых касается новая программа, то в 2022 году она охватила около 150 тысяч студентов колледжей, к 2024 году "Профессионалитет" затронет уже 350 тысяч студентов колледжей.

"Профессионалитет" ориентирован на развитие дуального образования. Это система образования, когда учащиеся получают теоретические знания в образовательных учреждениях, а практические навыки осваивают под руководством опытных наставников непосредственно на предприятиях технических отраслей.

В дуальном обучении доля практических занятий доходит до 70%, а оставшиеся 30 приходятся на получение знаний в аудитории. Этот метод широко применяется в системе образования Германии и других европейских стран. В Европе, успешно завершив такое обучение, выпускник колледжа становится квалифицированным специалистом, с сертификатом. Такие сотрудники очень востребованы и за работу они получают больше денег, чем неквалифицированные рабочие или выпускники без опыта.

Сейчас практика стала приживаться в российских колледжах и вузах.

Как сообщила пресс-служба министерства инвестиции, промышленности и науки Московской области, в регионе уже подписано и реализуется более 300 соглашений о подготовке колледжами кадров для предприятий. “На сегодня в Подмосковье заключено 317 соглашений о подготовке кадров для ведущих промышленных предприятий региона. В том числе, более 100 соглашений заключено по программе "Кадры для импортозамещения". В рамках этих соглашений каждый год образовательные учреждения Московской области выпускают свыше 17 тысяч специалистов, обеспечивая пополнение кадрового резерва региона", - сказала зампред правительства – министр инвестиции, промышленности и науки Подмосковья Екатерина Зиновьева.

В формате дуального образования в настоящее время уже обучаются более 14 тысяч человек.

Самое большое количество выпускников подмосковные учреждения образования подготавливают по специальностям программист, техник-технолог по аддитивным технологиям, техник-технолог по металлообработке, сварщик, оператор станков с ЧПУ, логист, техник по ремонту и обслуживанию автомобилей, электромонтер.

В этом году в Ивановской области, являющейся флагманом отечественной легкой промышленности, созданы сразу две пилотных площадки: в Иваново и в Шуе. Тринадцать предприятий региона стали индустриальными партнерами проекта. Ожидаемый эффект от 6 пилотных площадок (кластеров) в 5 регионах - выпуск 865 специалистов отрасли по заказу предприятий.

Для легпрома, в котором задействовано более 20 тысяч предприятий и почти 300 тысяч человек, это крайне актуально, считает директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Вера Хмырова: "Общество и бизнес быстро меняются, время требует новых профессий. Точнее старых, но "звучащих" по-новому в соответствии с современными запросами. Сегодня нужны профессионалы с широким спектром знаний, которые могут легко адаптироваться под постоянные изменения. Программа "Профессионалитет" разрабатывается совместно с крупными производителями, способными четко определить компетенции необходимых специалистов. А практическая направленность обучения даст будущим работникам легкой промышленности все самые необходимые знания и навыки всего за два года и предоставляет гарантированные рабочие места".

Аналогичные программы уже реализуются в Петербургском колледже судостроения и прикладных технологий, в Саранском электромеханическом колледже и во многих других заведения среднего профессионального образования.

В стране, в рамках пилотного внедрения, создано уже более 70 кластеров, которые объединили колледжи и предприятия по отраслевому принципу. Согласно намеченной программе, к концу 2026 года будет создан 861 образовательно-производственный кластер.


Здоровый свет