НА ФОРУМАХ
117
1
123
2
726
3

Подготовка к итоговому сочинению: советы репетитора


До итогового сочинения, которое является допуском к ЕГЭ, остаётся меньше двух недель. Как потратить это время на эффективную подготовку, особенно, если у вашего ребёнка нет репетитора?

Прежде всего, успокойтесь. Декабрьское сочинение - это совсем не то выпускное сочинение, которое писали в своём 11-м классе вы. Когда-то давно четвёрка за сочинение означала "прощай, золотая медаль!", но нынешнее сочинение оценивается всего лишь по системе зачёт/незачёт, причём, чтобы получить "незачёт", нужно ещё хорошенько постараться.
Следующие советы адресованы тем, кто решит самостоятельно помочь ребёнку в подготовке к сочинению 7 декабря.

Обсудите с ребёнком каждое из пяти направлений ("Разум и чувство", "Честь и бесчестие", "Победа и поражение", "Опыт и ошибки", "Дружба и вражда" ), выберите одно из них и готовьтесь только к нему. Для подстраховки можно добавить какое-либо второе направление, но сил на него нужно тратить в два раза меньше.

Подготовьте общее вступление по выбранному направлению. Так, в направлении "Разум и чувство" имеет смысл обратиться к толковому словарю и посмотреть, как определяются данные понятия. Какую роль в жизни человека играют разум и чувство? Должно ли преобладать что-то одно? Как удержать равновесие между разумом и чувством? Заготовки такого рода помогут школьнику на итоговом сочинении гораздо быстрее приступить к написанию текста и не ломать голову над тем, "как начать".

Обновите в памяти произведения, которые могут являться аргументами к выбранному направлению.
Для направления "Разум и чувства" это, например, следующие тексты: В. Шекспир «Ромео и Джульетта», А. Грибоедов «Горе от ума», А. Пушкин «Евгений Онегин», И. Гончаров «Обломов», И. Тургенев «Отцы и дети», «Вешние воды», «Первая любовь», Л. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «После бала», Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», М. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», Е. Замятин «Мы», И. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», «В Париже», «Холодная осень», «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание», М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне» и др.
Для направления "Честь и бесчестие": Д. Фонвизин «Недоросль», А. Грибоедов «Горе от ума», А.  Пушкин «Капитанская дочка», М. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…», Н. Гоголь «Тарас Бульба», Л. Толстой «Война и мир», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», А. Куприн «Поединок», М. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон», В. Быков «Обелиск», «Сотников».
Для направления "Победа и поражение": «Слово о полку Игореве», А. Пушкин «Евгений Онегин», «Выстрел», М. Лермонтов «Бородино», И. Тургенев «Отцы и дети», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир», Б. Васильев «А зори здесь тихие», Ю. Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня».
Для направления "Опыт и ошибки": «Слово о полку Игореве», А. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», М. Лермонтов «Маскарад», «Герой нашего времени», «Мцыри», И. Тургенев «Отцы и дети», «Вешние воды», «Дворянское гнездо», «Ася», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Толстой «Война и мир», А. Чехов «Крыжовник», «О любви», И. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», А. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», М. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца».
Для направления "Дружба и вражда": А. Пушкин «Дубровский», «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», М. Лермонтов «Герой нашего времени», И. Тургенев «Отцы и дети», И. Гончаров «Обломов», Л. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», А. Куприн «Олеся», Б. Пастернак «Доктор Живаго», М. Булгаков «Белая гвардия», М. Шолохов «Тихий Дон», В. Каверин «Два капитана».

Пусть ребёнок потренируется в написании сочинения на одну из предложенных тем:
1а. Что правит миром – разум или чувство?
2а. "Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя" (Х.Джубран).
1б. Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?
2б. "Честь нельзя отнять, её можно потерять" (А.П. Чехов).
1в. Всегда ли победа оправдывает свою цену?
2в. «Вовремя уступить – победить» (Б. Грасиан).
1г. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
2г. «К беде неопытность ведет» (А.С.Пушкин).
1д. Можно ли увидеть во враге друга?
2д. «Кто стал дружить с тобой для обретенья благ, не друг надёжный твой, а самый страшный враг» (А.Шукур).

Следите за соблюдением объёма. Рекомендуемое количество слов - 350. Такой немалый объём можно набрать за счёт большого количества аргументов. Не останавливайтесь на одном произведении, если не можете подробно проанализировать его в заданном ракурсе. Лучше наберите 2-4 примера и посвятите каждому из них 3-5 предложений.

Надеюсь, мои советы помогут вашим детям успешно справиться с итоговым сочинением!

Как готовиться к ЕГЭ … родителям

Снова про ЕГЭ. Советы мамы

Как пережить разочарование баллами по ЕГЭ

Здоровый свет