НА ФОРУМАХ
15
18
133
1

Образовать или обрезать?

(Какая?) (что?) завела нас в (какой?) лес?
(Из учебника по русскому языку для 2 класса)
39c9ca533f9356e9828c28db5160bd2e.jpg

Как хотите, друзья, но с тем, что образование — это наше будущее, спорить вряд ли есть смысл. А если народ не думает о будущем, то его, соответственно, не будет. Вернее, будет, но каким?
Мы уже сейчас утонули в безграмотности, причём, всеобъемлющей: от путаницы в “-тся” и “-ться” до аховых решений на государственном уровне.

Конечно, выбираться из этой трясины нужно как можно скорее. Так же понятно, что спасение утопающих опять будет делом рук самих утопающих. И просто “держаться” тут недостаточно.

9a969a5a8f8b2a7c0a5603ab17fa481c.jpg

Печальный парадокс в том, что, с одной стороны, высокие технологии сопровождают человека буквально с момента зачатия, когда его яростно просвечивают на УЗИ. Без смартфонов ещё как-то обходятся, разве что, уличные собаки, а парой кликов компьютерной мыши можно оказаться в любой точке Земли.

С другой стороны, Земля вращается вокруг Солнца или наоборот, науке, может, и известно, а вот многим молодым людям — нет. Хуже того — просто неинтересно.
Вот это уже тревожный сигнал.

Да ,у каждого в кармане сейчас есть энциклопедия, которой достаточно сказать “о кей, Гугл”. Но надо же уметь задавать вопрос? Иметь потребность в этом вопросе?

И если можно обойтись без зазубривания унылых дат, то:
  • помнить об уроках мировой истории (не в школьном смысле, а в глобальном) необходимо. Иначе, история не раз повторится в виде трагедии, пока дойдёт до фарса;
  • знать законы физики, биологии, химии и вообще естественных нужно хотя бы для понимания законов, по которым живёт и развивается человек;
  • слышать ничем не загаженный родной язык, чувствовать его оттенки, понимать принципы словообразования — это же наслаждение и восторг!
А многие дети лишены этого просто потому, что термин “образование” не понимается, как “образ”, как создание картины видения мира, где вообще всё взаимосвязано.

df2531fde0190cffc80249148c266406.jpg

Возникает стойкая ассоциация со сбором мусора. Суровые дворники в оранжевых жилетах ежедневно впихивают в голову ребёнку мешок абсолютно разрозненных мёртвых фактов. Голова переполнена, мусор высыпается назад, его пытаются утрамбовать разными способами (помните Шурочку из “Служебного романа” с её бодрым “Впихнём!”?).
Ну, хорошо — всунули, утоптали ногами, подсыпали следующую партию. А потом?

Если это не используется в жизни, не закрепляется в конкретных навыках, то, продолжая аналогию, всё это хозяйство начинает гнить и, соответственно, плохо пахнуть.

И получается, что по форме, вроде бы, всё отлично — и дитё четвёрки получает, и районо рапорты сдаёт, — а по содержанию уже сильно не очень.

8dcae472480b212c039a8a2df4df2ec6.jpg

Что делать? Да, сразу уберём напрашивающийся следом вопрос “Кто виноват?”.
Виновных искать — бесперспективная задача. Ибо, в поисках можно утонуть окончательно.

А если вспомнить о том, что любая форма — это следствие содержания? Ну, то есть, если нам надо из чего-то наливать воду, то будет логичным, если у этого чего-то будет нечто, направляющее движение воды в нужную нам сторону. Отсюда следует, что чайнику гораздо важнее иметь узкий крепкий носик, чем педали, к примеру.

Значит, надо думать сначала о содержании, т.е., функции образования. А если осознать, что функция определяется целью?

То есть, если мы хотим пить, нам надо воду зачерпнуть. Вырисовывается новый конструктив того же чайника, которому не будет нужна, допустим, коробка передач. Но если думать только о форме, то этому многострадальному чайнику можно пририсовать несусветных красот — ведь бумага, как известно, всё стерпит.

dc20793f912a5ea0595c8a448cf311c0.jpg

Вот почему есть предложение задуматься о цели образования. О том, входит ли в это понятие воспитание личности, осознание себя как части мироздания, умение любить?

Ведь не секрет, что миллионы людей с красными дипломами абсолютно не реализовались в жизни, не научились радоваться, строить отношения, не понимают, зачем они живут. Это давно уже приобрело масштабы бедствия, и просто отмахнуться от этого факта уже не получится.

Может, попробовать убрать трафареты из головы и понять, что мы вообще хотим?
Как решать эту задачу, чтобы не получилось, как у Жванецкого: “И волки сыты, и овцы целы, и пастуху вечная память”?

7cae019f1fed9752dcd519f5513ad8b7.jpg


СОВРЕМЕННАЯ ЯПОНСКАЯ ШКОЛА: В ЧЕМ СЕКРЕТ?

Ах, фестиваль!

10 причин, почему дети не хотят ходить в школу. Мнение ребенка!

Здоровый свет