НА ФОРУМАХ
39
55
138
1

Народные ремесла как высшее образование

В Санкт-Петербурге на базе Высшей Школы Народных Искусств прошел круглый стол «Роль женщины в сохранении русских традиций национальных ремесел», организованный совместно Политическим клубом «Две Столицы» и «Союзом Женских сил». К участию в круглом столе были приглашены творческие мастерские, школы народных искусств и женские организации России.

Место для проведения круглого стола было выбрано не случайно: Высшая Школа Народных Искусств, образованная в 1897 году императрицей Александрой Федоровной и возрожденная в 2003 году Людмилой Александровной Путиной, – единственный в России ВУЗ, целиком посвященный традиционному прикладному искусству: лаковой миниатюрной живописи, иконописи, кружевоплетению, художественной вышивке, резьбе по кости, ювелирному делу. Все это участники мероприятия увидели своими глазами.

Вначале участникам круглого стола показали мастерские, в которых учатся студенты, а также продемонстрировали работы учащихся ВУЗа. Было показано 20 минутное дефиле уникальных платьев, отделка которых полностью сделана вручную из вышивки, росписи по ткани и кружева. Все это были дипломные работы выпускников ВШНИ.

e4939a57f0bb231f64500c54b86a3c7e.JPG

На круглом столе были затронуты многие темы, так или иначе связанные с сохранением традиционных искусств. Это и возможность обучение в высшем учебном заведении по ремесленной специальности, и поддержка государства, и дополнительное образование для детей.

Президент Высшей Школы Народных Искусств, Максимович Валентина Федоровна вспоминала с каким трудом удалось открыть ВУЗ: «Противников было много. В ответ на мое утверждение, что вместо «народных мастеров» сегодня нужны профессиональные и образованные художники, люди недоумевали и посмеивались. Многие считали, что само понятие «народное искусство» несовместимо с понятием «высшее образование». Мол, «народное» – значит, «из народа», изнутри, от самоучек и умельцев. Это заблуждение существовало много десятилетий, и именно оно помимо всего прочего стало причиной того, что к началу XXI века традиционное русское прикладное искусство оказалось в плачевном состоянии. Училища в центрах народных ремесел не набирали учеников и закрывались, выпускники не находили себе работу и уходили в другие специальности, фабрики многие закрылись, а остальные не могли найти сбыта для своей «народной» продукции. А то, что оставалось, – на это иногда стыдно было смотреть, многие «истинно русские» вещи уже почти не несли в себе художественной ценности и не имели права быть лицом России. Еще немного – и от русского народного искусства, от вековых традиций и уникальных технологий остались бы одни матрешки. Но к счастью, есть на свете такой человек, как Людмила Александровна Путина. Она большой патриот, и именно у нее родилась идея создать на месте Школы народных искусств императрицы Александры Федоровны Высшую школу народных искусств. Только благодаря ей и Владимиру Владимировичу, мы смогли получить это здание на канале Грибоедова, в самом центре Петербурга. Ведь на этот «лакомый кусок» заглядывались многие инвесторы…»

«Наша миссия – дать возможность развиваться центрам русского традиционного прикладного искусства, чтобы молодежь оставалась на местах и имела возможность благоустроить свою жизнь, занимаясь исконным для своего региона промыслом – и не на кустарно-любительском, а на высокопрофессиональном уровне, создавая ценные произведения искусства,
- говорит Валентина Федоровна, - Это проблема государственного значения, ведь то, что мы создавали веками, ни один другой народ создать не может. Если удастся поднять центры до какого-то уровня, за который нам ни перед собой, ни перед другими странами не будет стыдно, я буду считать, что не зря жила на этом свете.»

e0c40f0bc5293c315b507aa4e64ec0de.JPG

Председатель Стратегического Совета «Союза Женских Сил», Вторыгина Елена Андеевна отметила, что сейчас важно сохранение традиций, сохранение вообще этого ВУЗа и того направления, которому учат в ВУЗе, в целом как высшего образования, а потому здесь нужно особое внимание министерства образования: «Жаль, что никто из них здесь не был ни разу. О чем можно говорить в центре страны, не побывав в этом ВУЗе? Этот ВУЗ то находится во второй столице, в Петербурге, он не где-то там на Камчатке. Слушайте, ну не приехать и не посмотреть!.. Это тоже я обязательно себе уже отметила, что как это наше министерство образования не находит время познакомиться со своим ВУЗом! Это вообще нонсенс.»

«Здесь все в красоте, потому что художник не может пол
учить образование где-то там в подвале. Художник должен учиться в красоте,» - комментирует ситуацию с урезанием финансирования ВШНИ Елена Андреевна.

f3c973d93b106462e615b7d95cf2d3f4.JPG

«То, что мы увидели, это, конечно, бесподобно, и я абсолютно согласна с Еленой Андреевной. Вы знаете, это надо действительно показывать, это надо популяризовать, надо открывать филиалы. Однозначно, - поддерживает Вторыгину Знаменская Элина Валерьевна, президент «Ассоциации женщин Северо-Запада», - Мы с «Палатой ремесел» сейчас запускаем очень важный, как нам кажется, проект «Школа живых ремесел», то есть это обучение детей по тем специальностям, которые выбирают сами дети. Обучение ремеслам, этой культуре, традициям и патриотизму и т. д. Но я бы хотела еще продолжить этот проект, потому что у нас огромное количество сейчас старших женщин. Это женщины уже в возрасте, которые из-за экономической ситуации в стране остались без работы. Это одна категория. Вторая категория – это та молодежь, которая не нашла себе применения, к сожалению, но у которых есть определенные способности. Здесь же надо обязательно смотреть по способностям. Вот это вот то, что вы делаете и находите этих талантливых людей. Вы как раз об этом рассказывали, что у вас особые студенты со всей России практически здесь отобранные. И нам бы тоже хотелось, чтобы наши дети продолжали эти традиции.»
Знаменская по подробнее рассказала о проекте: «Что такое «Школа живых ремесел»? Это ребенок сам выбирает из 8 позиций – пока у нас 8 позиций – ребенок выбирает сам себе ремесло, что бы ему хотелось. Сейчас вот запущен это проект в детском доме. Нам вообще хотелось, чтобы наши дети не болтались на улице.»

0e8bd9698b158733067acaff7346b597.JPG


Коллега из Архангельской области Бондаренко Светлана Федоровна, преподаватель в Детской школе искусств №23 (п. Катунино) выразила надежду, что кто-то из ее выпускников однажды поступит в ВШНИ: «Это было бы мои высшим достижением, если бы кто-то из учеников смог сюда поступить. Я считаю, что наша школа уникальна тем, что у нас сохранены все народные промыслы севера. Единственное, что у нас не представлены так, как здесь ремесла России. Вот на это нам может надо обратить внимание.»

Также Светлана Федоровна предложила идею об обмене опытом: «У нас есть замечательная школа – Детская Школа Народных Ремесел Бурчевского. Я активно с ними сотрудничаю, и вот как бы нам с вами сотрудничать. Ведь у вас представлены только два вида северного творчества: это роспись борецкая и мезенская и косторезное искусство. У нас гораздо больше видов творчества.»

9e7c46b2f1e5db49ced8f755a2132e8e.JPG

Однако, когда речь зашла об открытии филиала ВШНИ в Архангельской области, столкнулись с некоторыми проблемами не только финансового характера.

«Но почему нельзя открыть высшее образование в области декоративно-прикладного искусства в области? Да потому что есть комплекс у нас национально-прикладного искусства, где существует единство мышления единомышленников, – считает президент ВШНИ, - Вот это музейно-образовательная деятельность – а я называю ее музейной поскольку это все исторические факторы, которые должны быть объединены и стоять выше вот этих местных образовательных организаций, это  то, что должно объединять людей, которые должны себя почувствовать людьми. В чем смысл? В том, что вот эти все специальности, которые у нас сегодня, извините, являются изгоями все равно, как бы мы не говорили, у нас в стране. Практически никто к этому не притрагивается пальцем, потому что мозоли от этого могут быть. Поэтому, смотрите, создание единого художественно-образовательного пространства, где каждый человек чувствует себя хозяином, представителем своего направления. Когда сидящие по вышивке, по кружеву понимают косторезов слово в слово – это самое большое счастье для тех людей, которые у нас учатся, что их искусство признано. Признано хотя бы тем обществом единомышленников, в котором они находятся. Можно открыть где угодно, но это уже будет совершенно другое образование, которое не будет иметь ничего общего с единым мышлением, которое может сформироваться и у тех, кого учат, и у тех, кто учит».

a5bee8a0c19aba0a2021a5a5272f168c.jpg

В конце Круглого стола Валентина Федоровна выразила признательность всем собравшимся: «Для меня единомышленники это все, потому что слишком уж редко они встречаются».
____________________________________________________________________________________________________­__________________________________________________
Как сохранить русские национальные ремесла? В Санкт-Петербурге прошел круглый стол. На очереди - Архангельская область
Как сохранить глубинку?
Можно ли заработать на рукоделии?
Национальное достояние
Семья, традиции и Интернет

Здоровый свет