НА ФОРУМАХ
36
2
645
3
222
2

Что за зверь на букву “С”?

c00a8cf2d4d477685420e5eb7e35f761.jpg


Есть интересная притча, суть которой такова.
У дома лежит собака и стонет, а хозяева спокойно сидят рядом и занимаются своими делами. Соседи, день за днём наблюдая эту картину, не выдерживают:
— Что с ней, почему она так мучится?
— Да на гвозде лежит, ей больно.
— А что же она не переляжет-то?
— Ну ей не так больно, чтобы захотеть перелечь.

Бывает такое и в нашей жизни.
Можно пылать праведным гневом по поводу какой-либо ситуации и громко стучать кулаками по кухонному столу. Но не менять ни образовавшегося положения вещей, ни отношения к нему. Причём, не обязательно строить баррикады и карабкаться по ним в разорванной одежде. Зачастую достаточно просто слезть с гвоздя: обстановка вокруг может остаться прежней, а вот больно уже не будет.

Тему образования вне школьных стен можно рассматривать именно в таком ракурсе.

Да, есть ситуация, сложившаяся определённым образом в силу самых разных причин.
Как и всё на свете, она не может быть однозначной — это диалектика.
Одних людей устраивает всё, других — какая-то часть, третьих — практически ничего.
Но винить в этом систему, т.е., гвоздь, не очень продуктивно.

Он останется на месте, а вот прыгать на него с разбегу, спотыкаться время от времени или просто обходить стороной решает каждый сам. Кстати, использовать его при строительстве своего фундамента — тоже право каждого.


fae68e91a25e467ea1b90276631eb638.jpg


Это третий пост из серии “Образовать или обрезать”.
Темой его, как и нескольких последующих, будут ваши размышления в комментариях. Одним из первых прозвучал вопрос о социализации детей — об этом и поговорим сегодня.

“А как же общение?”, “А в школе же коллектив!” и множество подобных восклицаний будет постоянно слышать тот родитель, который отважится перевести своих детей на обучение в формате семейного образования.

И, действительно, без умения взаимодействовать с другими людьми человеку будет крайне тяжело. Но почему ребёнка на СО нужно представлять чахлым невротиком, который с горькой тоской глядит на румяных сверстников, орлами летящих в школу?


0641e3e86e6bb5ab394c8aa2ef0a0a24.jpg


Попробуем вновь обозначить свою цель в этом вопросе, а уже исходя из этого, рассматривать методы её воплощения.

Если задача родителя — воспитать в детях (даже не воспитать, а помочь приобрести) навыки общения, которые понадобятся им всегда, а именно:
  • слышать собеседника и понимать его мысль;
  • поставить себя на его место и посмотреть на задачу его глазами;
  • понимать, что конфликт — это зерно развития, а не оголтелый мордобой, и надо уметь извлекать из него пользу для всех сторон-участников;
  • уважать собеседника, но не позволять относиться с неуважением к себе;
  • находить точки соприкосновения с человеком и делать это искренне;
  • понимать, что внутри мы все равны, и вести себя достойно в любой ситуации,
то он может прийти к мысли, что для выбранных целей одного коллектива недостаточно.

Да, если ребёнок ходит в один и тот же класс на протяжении 11 лет, то сей коллектив станет второй семьёй — но это в самом лучшем случае! В случае пообыденнее это будет сборище случайных людей с парой-тройкой приятелей и недругов. В совсем печальном варианте — каторга и многолетнее заключение.

Суть в том, что везде общественные роли будут чётко распределены. В любом устоявшемся коллективе найдутся лидеры, середняки, оппозиционеры, изгои, и избавиться от этой кастовости очень сложно. Всё общение, при этом, обычно сводится к утоптанным тропинкам: здесь “Не влезай, убьёт”, а здесь “Да чего с ним церемониться!”.

А теперь представим, что у ребёнка будет 5-7 коллективов одновременно. Например, он будет заниматься парой видов спорта, какими-нибудь видами рукоделия, музыкой, театром и посещать кружок юннатов. Естественно, все эти затеи он выберет себе сам, и бежать туда будет вприпрыжку в любую погоду.

Как в этом случае будут развиваться его коммуникативные навыки? Сколько полезного и применимого в жизни он там сможет почерпнуть (намеренно не пишу “узнать” — толку-то от абстрактных знаний?), в какое множество миров войти, с каким количеством разновозрастных и заинтересованных своим делом ребят подружиться?


2f8e73b4a29f1a5df1f86936d703f0d6.jpg


Это можно совместить с обычным посещением школы, безусловно. Проверено личным опытом и не только: многие дети советского времени мчались в ближайшие дворовые клубы после уроков.
Но с современной школьной программой такие нагрузки часто не монтируются. И родители вынуждены отсекать от ребёнка в угоду школьной программе именно то, к чему у него лежит душа.

А ведь можно выстроить индивидуальную программу развития своих детей, причём, без ущерба для чего бы то ни было. Просто поняв их мечты и что, в итоге, хотят увидеть родители.

(продолжение следует)


8618bdc7c0003604d0c4323bee93b997.jpg








Здоровый свет