Итак, про активное слушание для детей.
Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Вот основные правила активного слушания сформулированные в книге Гиппенрейтер:
- Отвлекитесь от своих дел, повернитесь к ребенку лицом, при необходимости присядьте к нему
- Старайтесь формулировать ваши ответы в утвердительной форме
- Держите паузу
- Иногда может быть полезно повторить услышанное от ребенка (парафраз)
- Называйте переживания ребенка
- Иногда нужны уточняющие вопросы (чем старше ребенок, тем это лучше работает)
- Сообщите о своем состоянии/реакции
Чтобы было понятнее, приведу пример из книги «Общаться с ребенком. Как?»
Ситуация первая, мама торопится и нервничает:
Мама: Вова, одевайся скорей, в садик опаздываем!
Вова: Я не могу, помоги мне.
Мама: Не выдумывай! Сколько раз уже одевался сам!
Вова: Рубашка противная, не хочу ее.
Мама: Новые фокусы! Ну-ка сейчас же одевайся!
Вова: А у меня не застегивается.
Мама: Не застегивается – так пойдешь, все ребята узнают, какой ты неряха.
Вова (почти плача) Ты плохая…
Ситуация вторая, мама решила применить метод активного слушания:
Мама: Вова, одевайся скорей, в садик опаздываем!
Вова: Я не могу, помоги мне.
Мама: Не можешь сам справиться.
Вова: Рубашка противная, не хочу ее.
Мама: Тебе не нравится рубашка.
Вова: Да, ребята вчера смеялись, говорили, девчачья.
Мама: Тебе было очень неприятно. Понимаю… Давай наденем вот эту!
Вова: Давай!
Применять этот метод можно начинать примерно с 4-5 лет, когда ребенок уже достаточно хорошо может объяснить, что с ним происходит, и продолжать применять до взрослого возраста, лишь немного меняя технику.
Слушать или слышать?
Синдром опустевшего гнезда
Вера, действующая Любовью