НА ФОРУМАХ
20
211
1
102
1

Слушать так, чтобы дети говорили

2ff62b5c7de900d62b4ce0f282e46f5b.jpg
Прочла недавно на форуме про активное слушание, но в его «взрослом» варианте, если можно так выразиться, и решила написать про «детский» вариант, тот, который подробно описан у Юлии Борисовны Гиппенрейтер в ее книге «Общаться с ребенком. Как?». Книга для молодых родителей, на мой взгляд, незаменимая. Очень спокойная, очень четкая и очень дельная. Мне очень нравится, как пишет Ю.Б. Так что можете смело рекомендовать ее молодым мамам и папам.
Итак, про активное слушание для детей.

Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Вот основные правила активного слушания сформулированные в книге Гиппенрейтер:
  • Отвлекитесь от своих дел, повернитесь к ребенку лицом, при необходимости присядьте к нему
  • Старайтесь формулировать ваши ответы в утвердительной форме
  • Держите паузу
  • Иногда может быть полезно повторить услышанное от ребенка (парафраз)
  • Называйте переживания ребенка
  • Иногда нужны уточняющие вопросы (чем старше ребенок, тем это лучше работает)
  • Сообщите о своем состоянии/реакции
Для чего это нужно и когда применять? Конечно так разговаривать всегда невозможно, да и не нужно. Активное слушание это один из способов, помогающих обсудить сложную ситуацию. Оно применимо тогда, когда вы видите, что у ребенка проблема, он пришел в сильных переживаниях и вам нужно эти переживания с ним обсудить. Общаться таким образом невозможно на бегу, когда вы спешите, для этого нужно время. Также ничего не выйдет, если вы сами находитесь под властью сильных эмоций (сердиты, напуганы и тп). Такой способ разговаривать, помогает ребенку высказаться, дает ему ощущение, что вы его понимаете и поддерживаете, а в идеале и дает возможность самому найти выход из сложной ситуации. Ну и конечно же, если ребенок услышан, то и эмоциональный накал снижается, он успокаивается.

Чтобы было понятнее, приведу пример из книги «Общаться с ребенком. Как?»

Ситуация первая, мама торопится и нервничает:
Мама: Вова, одевайся скорей, в садик опаздываем!
Вова: Я не могу, помоги мне.
Мама: Не выдумывай! Сколько раз уже одевался сам!
Вова: Рубашка противная, не хочу ее.
Мама: Новые фокусы!  Ну-ка сейчас же одевайся!
Вова: А у меня не застегивается.
Мама: Не застегивается – так пойдешь, все ребята узнают, какой ты неряха.
Вова (почти плача) Ты плохая…

Ситуация вторая, мама решила применить метод активного слушания:
Мама: Вова, одевайся скорей, в садик опаздываем!
Вова:  Я не могу, помоги мне.
Мама: Не можешь сам справиться.
Вова: Рубашка противная, не хочу ее.
Мама: Тебе не нравится рубашка.
Вова: Да, ребята вчера смеялись, говорили, девчачья.
Мама: Тебе было очень неприятно. Понимаю…  Давай наденем вот эту!
Вова: Давай!

Применять этот метод можно начинать примерно с 4-5 лет, когда ребенок уже достаточно хорошо может объяснить, что с ним происходит, и продолжать применять до взрослого возраста, лишь немного меняя технику.


Слушать или слышать?

Синдром опустевшего гнезда

Вера, действующая Любовью

Здоровый свет