НА ФОРУМАХ
23
55
1
52
2

ВТО: в чем опасность рыночной интеграции?

1bde5e33293266de0655bf438a6bc6a7.jpg

Главным лозунгом капитализма последних десятилетий была либерализация экономических отношений, в том числе между странами. Идеология рыночного фундаментализма убеждала и продолжает убеждать мировое сообщество в том, что залогом экономического роста и процветания является свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Эта идея т.н. «четырёх свобод» легла, в частности, в основу евроинтеграции.

Для реализации принципов либерализма на глобальном уровне была создана организация, получившая название Всемирная торговая организация (ВТО). Правила ВТО в конечном счёте запрещают стране-участнику применять политику протекционизма – защиты национального производителя от конкурентной борьбы с компаниями из других стран. Предполагается, что, отказавшись от заградительных таможенных тарифов, государство компенсирует потери за счёт активизации экономики в целом и роста налоговых сборов в частности.

Сама по себе идея свободной торговли вполне укладывается в логику здравого смысла. Однако её сторонники не учитывают одно важное обстоятельство. Несмотря на углубляющуюся интеграцию, мировая экономика не представляет собой единой хозяйственной системы, управляемой из общего центра в интересах всего человечества. В её основе лежат государственные интересы разных по уровню развития стран, часто вступающих друг с другом противоречие.

На практике, менее развития страна, открывая свои рынки для крупных иностранных компаний, фактически подписывает смертный приговор тем или иным отраслям своей промышленности. Победить конкурента в открытой борьбе не представляется возможным: он, к примеру, уже освоил производство самолётов 6-го поколения, вывел их в серийное производство с минимальными издержками и начал отбивать инвестированные средства. Одновременно, компании из менее развитой страны в лучшем случае стоят лишь в начале этого пути и, конечно, не могут предложить конкурентную цену на свой товар. В условиях открытого соперничества они обречены на провал.

В случае, если государство в рамках закрытой экономики, ставит перед собой задачу преодолеть отсталость в области самолётостроения, оно имеет гипотетическую возможность сконцентрировать ресурсы на этом направлении догнать соперника. Такие примеры можно найти и в истории нашей страны.

Однако события последних лет показали: правильный выводов из уроков прошлого сделано не было. В 2012 г. Россия, будучи экономически совершенно неготовой к ВТО, присоединилась к этой организации. Желание понравиться Западу победила здравый смысл.

Здоровый свет