НА ФОРУМАХ
552
3
212
2
183
2

Как добиться устойчивого экономического роста

Есть общая убежденность в том, что страна должна выйти на траекторию устойчивого экономического роста и одновременно диверсифицировать структуру экономики и экспорта. Расхождения начинаются в выборе способов решения такой общепризнанной задачи. Здесь спорят две школы мышления. Одна, которую принято называть либеральной, считает, что нужно усовершенствовать условия ведения бизнеса. Понизить налоги, уменьшить административную нагрузку, обеспечить гарантии частной собственности, независимость судопроизводства. Плюс провести структурные реформы в образовании, здравоохранении, культуре, науке. Реформы эти, по сути, сводятся к тому, чтобы человек сам за всё платил от роддома до могилы. Яркий представитель этой школы - Алексей Кудрин, который сейчас готовит подробную экономическую программу.

54d57580653c92a638208e820a197c38.jpg

Но установка исключительно на частный бизнес, и это признают сами сторонники такого подхода, не позволит экономике сделать резкий рывок. Если она и будет расти, то крайне низкими темпами - не больше 1% в год. Здесь уместно заметить, что в среднем именно с такой скоростью росла российская экономика за последние четверть века рыночных реформ. А ведь двадцать пять лет тому назад ожидания россиян были совсем другими. Понимаю озабоченность нашего президента, поставившего правительству задачу обеспечить такой экономический рост, чтобы его скорость превышала среднегодовой темп увеличения мировой экономики, составляющий ныне 3%.

Мы в Институте экономики придерживаемся другого подхода. Полностью согласны, что нужно создавать условия для ведения бизнеса, но этого недостаточно. У нас в стране пока нет бизнеса, который бы вытащил страну из трясины стагнации. Это под силу только государ­ственным инвестициям, которым нет альтернативы в этом качестве. Такого рода инвестиции должны прежде всего идти в в инфраструктуру и мегапроекты. Надо строить мосты, порты, туннели, сеть автодорог и высокоскоростных железных дорог. Заниматься именно инфраструктурными проектами нужно ещё и потому, что за последние четверть века мы сильно отстали по потребительским готовым изделиям. Очень трудно конкурировать, например, с Китаем. А в строительстве инфраструктуры конкуренции нет.

Насколько вероятно падение цен на нефть и девальвации рубля?


Здоровый свет