
Окунувшись в «выставочные джунгли», даже непосвященным в тонкостях пищевой индустрии становится ясно, что на рынке мощно заявила о себе глобализация. Многие мелкие производители, мелкие фирмочки лопнули и самоустранились, другие вошли в состав гигантов отрасли, третьи пытаются держаться на плаву. Как бы то ни было, все до единого – от производителей до продавцов – озабочены проблемами, которые у всех на слуху, а именно: из чего сделано, кем сделано, как хранится, как доставляется и т,д, Если раньше основной выставочный вопрос укладывался в весьма коротенькое словосочетание «сколько стоит», то теперь этот хотя и немаловажный вопрос отходит на второй план. Потребители готовы платить умеренные деньги за качественный продукт, поэтому они интересуются всей цепочкой производства. Потребители-специалисты, отвечающие за закупки, готовы выехать на место производства и лично отследить весь цикл (и правильно делают!).


А в вопросах качества любой продукции, между тем, снова накопился ворох проблем. Он, в частности, были озвучены на деловой конференции «Государственное регулирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов», на которой присутствовали представители заинтересованных министерств, руководители инвестиционных компаний, специалисты российский и зарубежных компаний агропромышленного комплекса.
Да, слово «Россельхознадзор» сейчас у всех на слуху. Ведь задача, которую поставило перед собой российское сельское хозяйство, весьма грандиозная – вывести качество российских продуктов на мировой уровень. Ну, усомнятся некоторые, куда уж нам. Быть бы сыту, И напрасно. Как отметил в своем выступлении помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко, мы в принципе обеспечили себя сырьем, значит, сможем конкурировать и с мировыми производителями сельхозпродукции.


Однако все упирается в то самое пресловутое качество. А тут получается, что государство – это -мужик в ладных отечественных брюках, но… с одной штаниной, другая отдана бизнесу. Дело в том, что качество контролирует бизнес, за безопасность отвечает государство, ну, а крайними выступают торговые сети, которые отдуваются за всех, потому что некачественный продукт потребитель несет обратно в торговлю и ругается при этом последними словами. Правда, сети тоже не без греха: зачастую продают товар, который плохо хранили, у которого истекли сроки реализации и т.д. Вот так и хочется воскликнуть: ребята, ну договоритесь же, наконец! Ведь все до единого выступающие говорили о том, что назрела необходимость реорганизовать государственный контроль и надзор за качеством и безопасностью пищевых продуктов. Чтобы войти в ЕвразЭС, сколько же надо соблюсти правил, а у нас еще и системой сертификации не разобрались. И вообще… Помню, как с молоком разбирались, как его называть – молоко или молочный напиток. И что? Да ничего. Богатые поедет покупать на ферму, а все остальные в «Пятерочку» или «Дикси».

Кстати, относительно сетей. Их представителей на выставке с каждым годом становится все больше. Когда был создан Центр Закупок Сетей, то не все верили в его успех, а на сегодняшней выставке было проведено более шести тысяч (!) переговоров с закупщиками самых крупных региональных и федеральных сетей с поставщиками. Такие прямые контакты, безусловно, необходимы. Ведь всего за несколько часов поставщики получают всю необходимую информацию, минуя утомительные переписки и предварительные переговоры.
Порадовал, было, новый тематический салон «Халяль», но радость была несколько омрачена полным отсутствием информации и возможностью продегустировать халяльные продукты. А зря. На всех международных продуктовых выставках именно новый продукт вызывает повышенный интерес, а его производители могут, что называется, показать товар лицом. «Халяльщики» же так забаррикадировались на своих стендах, так задирали нос, что создавалось впечатление полной неприкосновенности. Облизнулся – и пошел дальше. Между тем, в рамках Продэкспо состоялся даже Международный форум, посвященный продуктам халяль. Состоялось обсуждение нынешнего состояния и перспектив российского экспорта «Халяль», процедур получения разрешения на поставки в страны Ближнего Востока и Северной Африки.

Галина Мумрикова






