Увлекшись в последнее время посещением выставок, открываю для себя новые имена. То есть они для меня новые, конечно, а знатоками живописи и искусствоведам давно известны. Так недавно набрела на выставку русского живописца Константина Сомова.
Ничего удивительного нет в том, что Константин Андреевич Сомов, родившийся в 1869 году, стал живописцем. Кем еще мог стать сын хранителя Эрмитажа? К тому же его мать была высокообразованной женщиной, прекрасным музыкантом. Не закончив известную в то время гимназию, которой руководил К. Мэй и которая славилась своей демократической доброжелательной атмосферой, он начинает изучать рисунок и основы живописи в Академии Художеств. Проучившись там четыре года, Константин продолжил занятия у И. Е. Репина. К тому же, еще в гимназии он познакомился с Александром Бенуа, который постоянно поддерживал талант не особо уверенного в себе юного художника.
Ну, уверенный – не уверенный, но Константин определил для себя, что с передвижниками, бывшими тогда на пике популярности с их демократизмом, реализмом и социальным просветительством, ему не по пути. Сомов погрузился в атмосферу рококо XVIII века, музыку Глюка и Моцарта, в томные гавоты и менуэты, мемуары, поэзию и прозу того времени. Источниками вдохновения для него стали старые альбомы. Но Сомов не стал копиистом. Он чутко уловил тот художественный язык, который мог раскрыть душу современного человека, человека Серебряного века. Этот его интерес и желание учиться дальше привели его в Париж в 97-98 гг позапрошлого века. Будучи эстетом и символистом до кончиков ногтей, он увлекся искусством Ватто, Ларжильера, Фрагонара и современных прерафаэлитов, прикрывая свой интерес к арлекинами и коломбинам маской иронии.
Когда в 1898 году А. Бенуа совместно с С. Дягилевым организовали художественное объединение «Мир искусства», вернувшийся из Парижа Сомов присоединился к ним. Ему были близки идеи эстетического, а не социального начала в искусстве и выражения личности художника через искусство. Самый расцвет деятельности «мирискуссников» пришелся на 1900-1904 гг. В объединение входили К. Коровин, В. Серов, М. Врубель, братья Васнецовы, М. Нестеров. В 1903 году прошла персональная выставка Константина Сомова, экспонировались его картины и в Париже, и в Берлине. Помимо живописных работ были широко известны его арлекинские пасторали, а также эротическая графика. В частности иллюстрации к антологии эротических произведений 18 века под названием «Книга маркизы». Тонкий эстетический вкус Константина Андреевича позволил ему не скатиться за грань ироничной эротики.
Как и многие художники того времени, Сомов не только рисовал картины, но и иллюстрировал книги и открытки, писал эскизы к театральным костюмам и декорациям – в общем, занимался прикладным искусством, при чем много и плодотворно.
В 1923 году Сомов уехал в США, сопровождая выставку художников Петрограда, потом в Париж, а потом он вообще решил не возвращаться в Советскую Россию, так и остался в эмиграции, где и прожил до своей смерти в 1939 году.
Личная жизнь Константина Сомова была бурной и насыщенной, как и у большинства представителей богемной среды того Серебряного века. С тем лишь нюансом, что протекала она абсолютно нетрадиционно, что было в общем-то не редкостью.
Отдельным бонусом к выставке шел ценнейший экспонат галереи искусств KGallery - попугай ара.
На лестничной площадке при переходе из зала в зал нас встретила огромная старинная клетка, явно обитаемая. А где-то вдалеке слышались вопли голодной мартышки (как нам показалось). Вот кто их издавал!