Родился будущий художник в семье армянского купца Айвазяна (Гайвазяна) в 1817 году, сына назвали Ованес (армянский вариант имени Иван). Уже с самых ранних лет был виден талант мальчика, на который обратил внимание и феодосийский градоначальник Александр Казначеев. Устроил его учиться в Симферопольскую гимназию, где его заметила жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. С её легкой руки в 1833 году Ованес Гайвазян, став Иваном Айвазовским, начинает учебу в Академии художеств, в классе пейзажной живописи. Да еще и за казенный счет. Но не все было так безоблачно. Став учеником французского мариниста Филиппа Таннера, Иван не только проделывает за того кучу черновой работы, но и успевает рисовать свои картины, одну из которых он выставляет, минуя учителя, на выставку и получает за нее серебряную медаль. Критики хвалят Айвазовского и поругивают Таннера. В гневе тот обращается к императору Николаю Первому, медаль у Ивана отбирают, картину снимают с выставки. Неизвестно, куда бы дальше повернула судьба художника, если бы по просьбе друзей Ивана – Крылова, Жуковского и президента Академии Оленина – в дело не вмешался учитель императорских детей. Он показал Николаю картину Ивана. Тому так понравилось, что он велел выплатить за работу денег и отправил со своим сыном Константином в летнее путешествие по Балтике. Ну, не любимец ли фортуны, скажите?
В 1837 году Айвазовский закончил Академию на два года раньше срока, потому что преподаватели решили, что больше ничего не могут ему дать. Он получает по окончании Большую золотую медаль и за казенный счет поездку в Крым и Европу. В Крыму он принимает приглашение адмирала Лазарева засвидетельствовать сражения русского флота. Айвазовский вместе с Николаем Раевским, будущим основателем Новороссийска, высаживался на кавказское побережье, где с блокнотом в руках зарисовывал эпизоды кровопролитных схваток.
С 1840 по 1844 года Иван Айвазовский путешествует по Европе - Венеция, Флоренция, Неаполь, Амальфи и Сорренто – совершенствует свой стиль, находит свой творческий метод и научается работать по памяти. Так начался долгий и плодотворный путь великого художника, оставившего после себя более 6 тысяч (!) картин.
Хочу еще привести мнение о художнике А. П. Чехова, который посетил Айвазовского в 1888 году.
22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу» Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал. |
Критика нередко упрекала Айвазовского, что он работал "на приёме", и даже в скорости, с которой он писал свои картины. Но как при жизни, так и спустя более ста лет после смерти слава художника и любовь к нему зрителей не уменьшается. Эта выставка, на которой мы побывали 2 марта, была до Питера в Москве. Её там посетило рекордное для временных выставок Третьяковской галереи количество людей - 555 тысяч.
Совместная работа с И. Е. Репиным "Пушкин у моря". Пушкина рисовал Репин, море - Айвазовский
Ниагарский водопад
Не знаю, сколько прошло посетителей в Русском музее, но народу было - не протолкнуться. Даже не все картины удалось рассмотреть спокойно, с чувством, с толком, с расстановкой. Но особенно долго я зависала на графических работах.
Мой любимый, любимый Ван Гог. Часть первая
Художник Валерий Миронов в передаче Союза женских сил "Женская логика"