Сегодня, 27 ноября, Борису Борисовичу Гребенщикову исполняется 64 года.
Борис родился в очень приличной ленинградской семье. Если кому-то вдруг интересно – почитайте книгу, написанную его матерью, она так и называется «Мой сын – БГ». Интересна она и с точки зрения описания советского быта и существования так называемого «среднего класса» той эпохи. Мальчик как мальчик. Хорошо учился, изучал английский и музыку, закончил мехмат ЛГУ, работал младшим научным сотрудником в НИИ.
Но зачем-то параллельно с этим в 1972 году создает оооочень самодеятельную группу Аквариум, пишет какие-то тексты, что-то играет… Если бы за дело не взялись Андрей Тропилло в качестве продюсера, если можно так сказать про советские реалии, и Сергей Курёхин в качестве профессионального музыканта, которые помогли группе записать знаменитый «Синий альбом», несущий на себе отпечаток творчества Боба Дилана, то неизвестно, слышали бы мы сейчас что-нибудь об этой группе. Скорей всего, да, потому что БГ хоть медленно, но все равно куда-то двигался, и кроме того для него это было не столько протестом против «застоя», как у многих других рок-групп того времени, а именно попытка выразить себя.
В школьные годы, в середине 80-ых, когда Аквариум вошел в Ленинградский рок-клуб и у него появились альбомы, тиражи и концерты, когда Борис Гребенщиков виделся первой звездой рок-н-ролла на советском пространстве, почти все мои одноклассники были увлечены им. Кто-то искренне, а кто-то, отдавая дань моде. Я же была равнодушна тогда и еще много лет потом, пока где-то не перещелкнуло, примерно лет десять назад, а именно на моем интересе к буддизму, который и для Гребенщикова является духовным ориентиром. А в 2007 году, будучи первый раз в Питере, и еще не проживая в нем, я случайно услышала одну из песен БГ в живом его исполнении.
И вот тогда мне стало интересно, и вот тогда я стала слушать, читать, проникаться творчеством и масштабом личности. Концерт в лондонском Роял Альберт Холле 2008 года лет пять уже живет в плейлисте моего плеера.
Два года назад мне дочь сказала примерно следующее – Мама, мы можем просидеть месяц на гречке и воде, но мы должны сходить на концерт Аквариума. А то БГ мужчина в возрасте, вдруг мало ли что, а мы так и не сходили (как раз пришла печальная новость, что скончался клавишник группы).
И мы пошли. Послеконцертные эмоции вылились вот в такие слова…
Знаете, это было как в анекдоте про Зыкину – ты просто ходи туда-сюда…
БГ можно даже не слушать. На него можно просто смотреть. Настолько он естественный, гармоничный и простой. Умиротворяющий…
Но он еще и поет. И делает Музыку. Со всем своим Аквариумом – ударные, скрипка, флейта, саксофон, перкуссия, бас-гитары. А вот клавишных нет. Клавишник умер недавно… И БГ пел песню, ему посвященную. А бас-гитарист вытирал украдкой слезы теми пальцами, что без слайдов.
Удивительные вибрации дает сила, слитая из трех потоков – человека просто хорошего, человека талантливого, человека духовного. Как она мощно, но очень мягко подхватывает тебя и несет, несет, несет… Заставляет вибрировать в такт, вытаскивать на поверхность из потайных уголков что-то очень хорошее и отпускать в пространство…
«Душа развернулась» - не заезженная метафора. Я почти физически чувствовала, как раздвигается грудная клетка и хочется любить весь мир. Несколько раз впала в спонтанную медитацию. Еще бы чуть-чуть – и словила дзен за хвост ))) И не имело значение – спокойная это композиция или энергичная.
Два с половиной часа Волшебства. А в конце Волшебник встал на колени и поклонился залу…
Фотографии сделаны моей дочерью на концерте в клубе А2 11. 12. 2015
С днем рождения, Борис Борисыч !!! С каждой Вашей нотой, с каждым Вашим словом мой мир становится лучше. Благодарю сердечно!
О буддизме
Голубиное слово