Раньше на этом месте на улице Миллионной, которая тогда носила название Немецкой, располагалось сначала питейное заведение, потом двухэтажное здание, Почтовый дом, с пристанью, в котором находились почта и гостиница. На втором этаже Петр Первый проводил балы, т. н. ассамблеи. Постояльцев гостиницы на это время выселяли.
В 1768 году придворный архитектор Екатерины Второй Антонио Ринальди начал строительство дворца, предназначавшегося в подарок Григорию Орлову за помощь в дворцовом перевороте, в результате которого Екатерина стала российской императрицей. Но строительство дворцов дело не быстрое, и бывший любовник Екатерины не дожил до его окончания. Тогда Екатерина выкупает дворец у наследников графа за 200 тысяч и в 1796 году дарит его на бракосочетание своему внуку Константину Павловичу. После смерти великого князя его наследник, незаконнорожденный сын Павел, продает дворец в казну. Император Николай Первый решает подарить его своему второму сыну, тоже Константину. Но Константину Павловичу на тот момент было всего пять лет, и во дворец он переселился только после женитьбы в 1849 году. По пожеланию великого князя интерьеры были перестроены архитектором Александром Брюлловым.
После дворец унаследовал еще один Константин – Константин Константинович, президент Российской академии наук и известный поэт Серебряного века, писавший под псевдонимом «К. Р» . Константин Константинович умер в 1915 году, его вдова, Елизавета Маврикиевна, в 1918 году успела покинуть Россию с оставшимися детьми и внуками, но три их сына – Иоанн, Константин и Игорь – погибли во время печально известного Алапаевского убийства.
С 1937 года здесь располагался филиал музея В. И. Ленина. В 1997 году дворец передали Русскому музею. Занимает дворец целый квартал между Миллионной улицей и Дворцовой набережной, его восточный фасад венчает изящная башня с работающим и по сей день часовым механизмом, который приятным перезвоном курантов отмечает каждый час и половину часа. Вход в музей во дворе, внутренний двор закрывает кованая ограда. Во дворе стоит памятник Александру Третьему скульптора Паоло Трубецкого. Памятник был установлен на площади Восстания, тогда Знаменской. Его убрали оттуда в 1937 году, и он долгое время стоял в запасниках Русского музея. Памятник, надо сказать, удивительно скучный, но именно таким его пожелала видеть вдовая царица. В свое время про него среди петербуржцев ходил злой стишок – На площади комод, на комоде бегемот, на бегемоте идиот, на идиоте шапка.
Итак, отправляемся смотреть интерьеры. К сожалению, вторая половина дворца, в которой находятся личные апартаменты последнего владельца, великого князя К. К. Романова, не попали в программу бесплатного посещения и вообще открыты для посещения только экскурсионным группам по предварительной договоренности.
Парадная лестница. Облицована мрамором, плафон «Суд Париса», венчающий перекрытие лестницы, был нарисован в 1784 году для украшения одного из залов дворца, а в 19 веке при реконструкции здания перенесен на нынешнее место. Все скульптуры, украшающие лестницу были созданы из итальянского мрамора Ф. Шубиным специально для Мраморного дворца и сейчас занимают свои исторические места.
Коллекция картин, мебели и часов из собрания петербургских собирателей братьев Якова и Иосифа Ржевских.
Под стеклом часть исторического паркета, сохранившегося до наших дней. К сожалению, за годы советской власти многое из убранства дворца было утрачено.
Мраморный зал Мраморного дворца. Сохранил свое убранство с конца 18 века. В украшении зала использованы разных цветов русские и итальянские мраморы. Дополняют убранство зала удивительной красоты цветной наборный паркет 18 века и живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи», написанный специально для Мраморного зала Мраморного дворца. В середине 19 века потолок зала подняли на один этаж и в нем появились прекрасные бронзовые люстры и мраморные камины с зеркалами в резных золоченых рамах.
В зал войти было нельзя, можно было только наблюдать из дверей.
Прекрасны лепные и наборные потолки,
а также двери из разных пород деревьев
И немного видов из окна, чтобы представить себе, что могли наблюдать за окном обитатели дворца
Троицкий мост через Неву, соединяющий центр и Петроградскую сторону,
Петропавловскую крепость.
Виды во двор