Изначальный сюжет придумал и оформил в увлекательное повествование немецкий писатель-романтик Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Позже его сказка «Щелкунчик и мышиный король» попала в руки Александру Дюма-отцу. Автор «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо» по-своему интерпретировал произведение Гофмана, что-то убрал, что-то добавил от себя…
Его версия и попала в поле зрения руководства театров Российской империи. Сюжет смотрелся исключительно удачным и вполне укладывающимся в формат балетного действа. Правда, изначально был смелый проект совместить балет и оперу, но затем от этой мысли отказались.
Превратить текст Гофмана и Дюма в божественную музыку, без которой сегодня уже как-то не очень и представляются новогодние праздники, взялся Петр Ильич Чайковский. «Щелкунчик» стал одним из ключевых произведений его творчества, своего рода визитной карточкой выдающегося композитора.
Как известно, балет без либретто – деньги на ветер. Эту часть работы принял тоже замечательный мастер своего дела Мариус Петипа. Разумеется, к постановке были привлечены лучшие балетные исполнители того времени. Детишек играли воспитанники Императорского театрального училища.
Балет получился замечательный. Спектакль сходу завоевал любовь публики. Музыка и сейчас востребована. 125 лет прошло, а, извольте видеть, все звучит актуально и свежо.
Конечно, за век с четвертью «Щелкунчик» несколько видоизменялся. Скажем, в какой-то момент рождественское действо было ловко подменено новогодней спецификой. Некоторые трансформации случились и с именами детей – главных героев сказки. У Гофмана их звали Мари и Фриц. В некоторых постановках девочку стали величать Кларой, хотя в изначальной сказке так называлась любимая кукла девочки. А когда обострились отношения с немцами, пришлось поразмыслить над уместностью Фрица на российских подмостках.
Словом, если вы обнаружите, что в современных трактовках «Щелкунчика» фигурируют Маша и Миша, не удивляйтесь. Так сложилось исторически.
Как старуха чуть не стала папой
Айвазовский: химия гениальности
Женский фактор и гениальная неудача композитора Глинки