НА ФОРУМАХ
143
2
158
1
300
2

Маша, мыши, Фриц и три мушкетера

be58a53ed4f76fbb3832cd27fcbd6def.jpg
Когда за сказку берутся большие мастера, получается шедевр всемирного значения. Вот, скажем, балет «Щелкунчик», премьера которого состоялась 18 декабря 1892 года, 125 лет тому назад, в Мариинском театре. Это же прелесть, что за произведение высокого искусства. И на каждом этапе работы со сказочным рождественским материалом были задействованы выдающиеся люди своего времени.

Изначальный сюжет придумал и оформил в увлекательное повествование немецкий писатель-романтик Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Позже его сказка «Щелкунчик и мышиный король» попала в руки Александру Дюма-отцу. Автор «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо» по-своему интерпретировал произведение Гофмана, что-то убрал, что-то добавил от себя…

Его версия и попала в поле зрения руководства театров Российской империи. Сюжет смотрелся исключительно удачным и вполне укладывающимся в формат балетного действа. Правда, изначально был смелый проект совместить балет и оперу, но затем от этой мысли отказались.

ad0e50d43d2eba9a627095893f9ac8ae.jpg

Превратить текст Гофмана и Дюма в божественную музыку, без которой сегодня уже как-то не очень и представляются новогодние праздники, взялся Петр Ильич Чайковский. «Щелкунчик» стал одним из ключевых произведений его творчества, своего рода визитной карточкой выдающегося композитора.

Как известно, балет без либретто – деньги на ветер. Эту часть работы принял тоже замечательный мастер своего дела Мариус Петипа. Разумеется, к постановке были привлечены лучшие балетные исполнители того времени. Детишек играли воспитанники Императорского театрального училища.

Балет получился замечательный. Спектакль сходу завоевал любовь публики. Музыка и сейчас востребована. 125 лет прошло, а, извольте видеть, все звучит актуально и свежо.

ac6632d56e7ea63832d2e5fe63ac2778.jpg

Конечно, за век с четвертью «Щелкунчик» несколько видоизменялся. Скажем, в какой-то момент рождественское действо было ловко подменено новогодней спецификой. Некоторые трансформации случились и с именами детей – главных героев сказки. У Гофмана их звали Мари и Фриц. В некоторых постановках девочку стали величать Кларой, хотя в изначальной сказке так называлась любимая кукла девочки. А когда обострились отношения с немцами, пришлось поразмыслить над уместностью Фрица на российских подмостках.

Словом, если вы обнаружите, что в современных трактовках «Щелкунчика» фигурируют Маша и Миша, не удивляйтесь. Так сложилось исторически.

b4b2753bb46a83b29458341a0728bed1.jpg

Как старуха чуть не стала папой

Айвазовский: химия гениальности

Женский фактор и гениальная неудача композитора Глинки

Здоровый свет